Об этом 2 июля 2025 г. пишет Financial Times (FT).
Это Украина?
Издание напоминает о серии из 5 загадочных взрывов на танкерах, произошедших с начала 2025 г.У произошедших инцидентов 2 общих момента - все они произошли:
- в Средиземном море или с танкерами, проходившими через Средиземное море,
- с судами, указывавшими пунктами назначения российские порты в течение нескольких недель после атак.
Некоторые эксперты по безопасности пришли к выводу о причастности Украины к взрывам.
Официальных сообщений о причастности к этим инцидентам от Украины не последовало, но FT отмечает, что службы безопасности страны известны своими тайными операциями против российских интересов, не уточняя, имеется ли в виду версия о подрыве магистральных газопроводов (МГП) системы Северный поток украинскими дайверами, или какие-то другие акции.
По поводу последнего инцидента последовало туманное заявление Главного управления разведки Минобороны Украины о том, что танкер Vilamoura, в моторном отделении которого 27 июня произошел взрыв у берегов Ливии, принадлежит к теневому флоту РФ.
В качестве подтверждения проводятся лишь данные о том, что Vilamoura неоднократно использовали для перевозки нефтепродуктов из портов России - в апреле 2025 г. танкер находился в терминале порта Усть-Луга, в мае его фиксировали в районе Новороссийска.
По поводу причастности Украины к серии взрывов на танкерах FT приводит следующие заявления экспертов:
- неназванный советник по безопасности в секторе судоходства: Изначально все указывало на Украину, но различия в характере атаки на Vilamoura - в этот раз удар пришелся по корпусу, а не по борту - породили теории о том, что по крайней мере в некоторых случаях ответственность за диверсии лежит на других потенциальных злоумышленниках;
- М. Келли, глава консультационной группы экспертов по морской безопасности EOS Risk Group: Между последним инцидентом и предыдущими есть лишь некоторое сходство, остается ряд альтернативных вариантов, включая ливийских и других государственных субъектов, у которых есть возможности и, возможно, мотивы.
В июне 2025 г., до последнего взрыва, генсек Международной морской организации (IMO) ООН А. Домингес выразил обеспокоенность по поводу серии взрывов.
По его словам, IMO будет внимательно следить за этими инцидентами и ходом их расследования.
Серия загадочных взрывов
Начать отсчет в серии подозрительных инцидентов, связанных с российскими грузами или судами, проходившими через Средиземное море, можно с гибели сухогруза Ursa Major, который затонул в декабре 2024 г. в результате 3 взрывов в машинном отделении.Владельцем сухогруза выступала Оборонлогистика, логистический оператор Минобороны РФ, но груз был полностью гражданским, в т.ч. 2 крышки реакторных установок для строящегося атомного ледокола проекта 10510 (Лидер).
Представители судоходной отрасли заявили о росте озабоченности по поводу взрывов на танкерах.
В хронологическом порядке:
- 15 января 2025 г. - нефтеналивной танкер Seacharm (флаг Маршалловых о-вов, дедвейт 112,8 тыс. т, оператор - греческая Thenamaris) пострадал от взрыва у турецкого порта Джейхан. Данные сервисов отслеживания судов показывают, что Seacharm находился в порту Джейхан 18-19 января 2025 г., но затем продолжил работать в обычном режиме, т.е. последствия инцидента не были значительными;
- начало февраля 2025 г. - танкер-продуктовоз/химовоз Grace Ferrum (флаг Либерии, дедвейт 50 тыс. т, оператор - кипрская Cymare) получил повреждения на якорной стоянке порта Триполи у берегов Ливии. 15 марта судно прибыло на Мальту и с тех пор остается на якорной стоянке, т.е. его повреждения могут быть более серьезными, чем у Seacharm и пострадавшего позднее Seajewel;
- 9 февраля 2025 г. - в порту Усть-Луга от 3 взрывов в машинном отделении пострадал танкер Koala (флаг Антигуа и Барбуда, дедвейт 164,5 тыс. т), который проходил Средиземное море и заходил на Мальту всего за 6 дней до Grace Ferrum. После взрыва из танкера откачали загруженный мазут и отбуксировали к причалу судоремонтного завода в Санкт-Петербурге. Несмотря на полученные повреждения, ЕС посчитал судно опасным и ввел против него санкции в рамках 17го пакета;
- 15 февраля 2025 г. - в итальянском порту Савона произошел взрыв на нефтеналивном танкере Seajewel (флаг Мальты, дедвейт 108,9 тыс. т, оператор - греческая Thenamaris), в корпусе судна образовалась пробоина. Спустя 20 минут прогремел 2й взрыв, но обошлось без дополнительных повреждений. Seajewel также был в порту Джейхан в декабре, но на 10 дней раньше Seacharm, далее судно заходило в различные европейские порты, в т.ч. Фос, а в Савону прибыло из порта Арзев в Алжире. После небольшого простоя судно вернулось к работе, т.е. повреждения на нем также были легкими;
- 27 июня 2025 г. - взрыв произошел на танкере Vilamoura (флаг Маршалловых о-вов, дедвейт 158,6 тыс. т, оператор - греческая TMS Tankers), за день до этого покинувшего порт Эз Зуэтина в заливе Сидра в Ливии. Сильных повреждений танкер не получил, но было затоплено машинное отделение, в настоящее время судно уже отбуксировано в залив Лаконикос у южной оконечности Греции. За последние месяцы судно заходило в российские порты, но, по данным Reuters и Bloomberg, принимало в танки казахстанскую нефть.
Еще в самом начале серии в судоходной отрасли возникло сильное беспокойство, поскольку эти инциденты стали первыми случаями повреждения невоенных судов из-за взрывов в центральной части Средиземного моря за последние 10-летия.
На возможную причастность к инцидентам с танкерами неких государственных акторов в марте 2025 г. указывала компания компания Ambrey (Великобритания), специализирующаяся на морской безопасности.
Ambrey проанализировала инциденты как минимум с 4 танкерами и 1 сухогрузом, которые были связаны с перевозкой российских грузов, и выявила повреждения, схожие с полученными от морских мин.
Компания тогда предположила, что мины могли установить водолазы, когда суда находились на маршруте при выходе или заходе в порт, когда судно обычно замедляет ход, установку взрывных устройств в самих портах аналитики фактически исключили из-за высоких рисков.
Далее последовала 4-месячная пауза, которая, возможно, стала результатам усиления мер предосторожности, в частности, судовладельцы стали проводить осмотры корпусов своих судов.
Однако инцидент с Vilamoura указывает на то, что риски для судоходства остаются серьезными, причем к списку «горячих точек», наряду с Ормузским проливом и Красным морем, добавляется Средиземное море.