USD 80.5268

-0.16

EUR 93.3684

-1.09

Brent 66.42

-0.27

Природный газ 2.801

-0.01

7 мин
19350

Израиль и Иран продолжили обмен взаимными ударами, в т.ч. нацелившись на энергетическую инфраструктуру

Обе стороны признали попадания по ряду объектов на их территории, но заявили, что ущерб был ограниченным.

Израиль и Иран продолжили обмен взаимными ударами, в т.ч. нацелившись на энергетическую инфраструктуру

Москва, 16 июн - ИА Neftegaz.RU. Израиль и Иран продолжили обмен взаимными ударами, в т.ч. нацелившись на энергетическую инфраструктуру.

Восстающий лев и Правдивое обещание-3

Израиль начал военную операцию против Израиля в ночь на 13 июня 2025 г., назвав ее Восстающий лев.
Премьер-министр Израиля Б. Нетаньяху назвал ее целью поражения критически важных объектов иранской ядерной программы, которые рассматриваются как угроза для Израиля в связи с подозрениями в реализации Ираном военной программы.
Позднее Б. Нетаньяху заявил, что Тегеран намеревался передать ядерное оружие своим союзникам, в т.ч. хуситам из йеменского мятежного движения Ансар Аллах.

Иран разработку ядерного оружия опровергает, заверяя, что его программа носит исключительно мирный характер и она будет продолжена.
За день до начала израильской операции, 12 июня, Совет управляющих МАГАТЭ принял резолюцию, в которой Иран обвиняется в несоблюдении обязательств в ядерной сфере
Глава МИД Ирана А. Аракчи прамо указал на то, что принятие антииранской резолюции МАГАТЭ стало оправданием для ударов Израиля по ядерным объектам Ирана.
Замминистра иностранных дел Ирана К. Гарибабади заявил, что страна больше не будет уведомлять МАГАТЭ о своих действиях в ядерной сфере.

Ответная операция Ирана против Израиля началась менее чем через сутки, ее название Правдивое обещание-3.
14, 15 и 16 июня Израиль и Иран продолжили обмен ударами с использованием авиации, ракет и беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), также ракетные удары по Израилю последовали и с территории Йемена.
Ударам подверглись аэродромы, места пуска ракет, инфраструктурные, в т.ч. энергетические и нефтегазовые, объекты, а также жилые кварталы столиц обеих стран и крупных городов.

Обе стороны сообщили о погибших и пострадавших в результате этих атак, признали попадания по ряду объектов на их территории, но заявили, что ущерб был ограниченным.
По израильским данным, были убиты минимум 20 высокопоставленных иранских военных, Ираном была подтверждена гибель главы Генштаба Вооруженных сил Ирана М. Багери, его замов по вопросам разведки и оперативным вопросам Г. Р. Мехраби и М. Рабани, главы Корпуса стражей исламской революции (КСИР) Х. Салами, главнокомандующего ВКС КСИР А. Хаджизаде, главы командования по чрезвычайным ситуациям Г.-А. Рашид.
Погибли минимум 14 иранских физиков-ядерщиков, пишет Reuters, в т.ч. подтверждена гибель президента Исламского университета Азад М.-М.Техранчи и бывшего главы Организации по атомной энергии Ирана Ф. Аббаси.
О жертвах среди высокопоставленных чиновников Израиля не сообщается, несмотря на то, что ряд иранских ударов пришелся по министерским зданиям в г. Тель-Авив, в т.ч. по зданию Минобороны Израиля.

В новом витке конфликта между Ираном и Израилем просматривается и кибер-составляющая, а также имеются признаки работы спецслужб.
Так, в Иране задержаны грузовые автомобили и пикапы, перевозившие израильские беспилотники-камикадзе.
The Wall Street Journal (WSJ) со ссылкой на источники пишет, что Моссад в рамках подготовки к атаке на Иран на протяжении нескольких месяцев тайно доставлял в страну компоненты для сборки БПЛА и боеприпасы.
Со своей стороны, КСИР заявил о примененных инновациях, в результате которых системы обороны Израиля были приведены в беспорядок, до такой степени, что их собственные системы обороны были нацелены друг на друга.
В медиа обсуждаются версии о взломе системы ПВО Израиля иранскими спецами и более традиционная - о перегрузке ПРО большим количеством ракет.

Удары Израиля по ядерным объектам в Иране

Израиль трижды атаковал завод по обогащению урана в г. Натанз в провинции Исфахан в центральной части Ирана.
После 2 ударов 13 июня 2025 г. глава МАГАТЭ Р. Гросси на совещании Совбеза ООН сообщил, что на объекте в г. Натанз наблюдаются радиологическое и химическое загрязнения.
Этот объект включает основной и экспериментальный завод.
По словам Р. Гросси, надземная часть экспериментального завода, где Иран производил уран с обогащением до 60% по изотопу U-235, была уничтожена.
Западные СМИ пишут, что нарушение электроснабжения могли повредить центрифуги на основном заводе, расположенном под землей.

Также израильским ударам подвергся ядерный центр Фордо, расположенный рядом с г. Кум в центральной части Ирана.
Этот объект также включает мощности по обогащению урана, расположенные глубоко под землей.
Представитель Организации по атомной энергии Ирана Б. Камальванди 14 июня сообщил, что на территории объекта Фордо зафиксирован ограниченный урон в нескольких местах.
Из поврежденных на территории завода помещений вывезли оборудование, угрозы утечек опасных веществ нет.
Однако затем появилось сообщение Сейсмологического центра Ирана, согласно которому поздно вечером 15 июня в районе подземного завода Фордо зафиксированы подземные толчки магнитудой 2,5 на глубине 10 км.

МАГАТЭ сообщило, что 13 июня было зафиксировано несколько атак на ядерные объекты Ирана в г. Исфахан.
В районе г. Исфахан расположен завод по переработке урана, включающий технологические линии для конверсии урана из оксида в гексафторид, который затем идет на обогащение на предприятиях в Натанзе и Фордо.
Повышении уровня радиации за пределами объекта МАГАТЭ не зафиксировало.

Ядерный комплекс Арак в центральной части Ирана, по данным МАГАТЭ, не пострадал.
Этот комплекс является одним из крупнейших ядерных объектов Ирана, он включает тяжеловодный ядерный реактор мощностью 40 МВт и завод по производству оксида дейтерия для него.

Атаки на нефтегазовые и энергетические объекты

Израиль нанес удары по нефтеперерабатывающим заводам (НПЗ) на территории Ирана, инфраструктуре газовых месторождений, хранилищам нефтепродуктов.
В числе целей атак:
  • В г. Тебриз в провинции Восточный Азербайджан на северо-западе Ирана 13 и 14 июня неоднократно подвергалась атакам территория вблизи НПЗ (мощность 110 тыс. барр./сутки, около 7% от общих перерабатывающих мощностей Ирана), произошло возгорание, но сам Тебризский НПЗ не подвергся атаке и продолжил работать на полной мощности;
  • В ночь с 14 на 15 июня Израиль атаковал 2 нефтебазы - Шахр-Рее в районе Кан на юге г. Тегеран и Шахран на северо-западе города, на обоих объектах возник пожар. Утром 15 июня Миннефти Ирана сообщило, что пожар на нефтебазе Шахран и топливном резервуаре на юге Тегерана взяты под контроль, идет контролируемое выгорание топлива;
  • Атаке подвергся международный аэропорт Мехрабад в г. Тегеран, пострадал резервуарный парк;
  • Последовавшие сообщения о пожаре на Тегеранском НПЗ (мощность 250 тыс. барр./сутки, порядка 15% иранской нефтепереработки) Миннефти Ирана не подтвердило, заявив, что операционная деятельность предприятия продолжается без перебоев в соответствии с графиком, а горит резервуар за пределами НПЗ;
  • Также Миннефти опровергло повреждения на Исфаханском НПЗ (мощность 375 тыс. барр./сутки, 24% иранских мощностей), заявив, что все производственные единицы, инфраструктура и прочие объекты завода находятся в стабильном состоянии и продолжают работу;
  • Вечером 14 июня в результате удара израильского БПЛА пострадал береговой объект 14й фазы разработки шельфового газового месторождения Южный Парс в провинции Бушер на юге Ирана. На объекте произошло возгорание, которое удалось оперативно локализовать, но добыча газа на 14й фазе Южного Парса была приостановлена (мощность 12 млн м3/сутки). Распространения огня на др. береговые объекты удалось не допустить;
  • Еще 1 БПЛА атаковал месторождение природного газа Фаджр-э-Джам в восточной провинции Бушер, последствия не уточняются.

Иран не стал тянуть с ответом и в ночь с 14 на 15 июня нанес ракетный удар по территории Израиля, нацелившись на ключевые энергетические объекты.
Ракетный удар вызвал перебои в работе системы электроснабжения в центральных районах Израиля, а также вывел из строя часть критически важной инфраструктуры.
В числе целей атак:
  • НПЗ в г. Хайфа - крупнейший НПЗ в Израиле, входящий в BAZAN Group (мощность 9,8 млн т/год, индекс сложности по Нельсону 9). В числе пострадавших объектов называются нефтепроводы на НПЗ. КСИР причиной удара назвал производство авиакеросина для ВВС Израиля;
  • Электростанция в г. Хайфа, по которой попали минимум 2 ракеты. Напомним, что на востоке г. Хайфа находится газовая электростанция мощностью 1022 МВт. Удар спровоцировал перебои с электроэнергией в центральной части Израиля, однако ряд источников указывает на поражении подстанции (ПС), что также могло спровоцировать сбой в электроснабжении.

Также в Израиле была остановлена добыча газа на крупнейшем шельфовом месторождении Левиафан.
Причем сделано это было превентивно, сразу же после первой волны атак по Ирану 13 июня.
Согласно заявлению Минэнерго Израиля, оно распорядилось приостановить работу месторождения, эксплуатируемого Chevron из соображений безопасности, на месторождении Тамар добыча продолжилась.
Кроме того, добычу газа приостановила Energean, владеющая месторождениями Кариш и Танин.
Эта остановка привела к сокращению поставок газа в Египет, а также спровоцировало рост цен на газ на европейском рынке.

Последствия для нефтяного рынка

Масштабные операции Ирана и Израиля вызвали опасения по поводу стабильности поставок нефти на рынок.
Так, не исключается, что Иран может заблокировать судоходство через Ормузский пролив, соединяющий Персидский залив с Оманским заливом и далее с открытым океаном.
Через пролив проходит 1/3 часть всего мирового экспорта сжиженного природного газа (СПГ) и около 25% общемирового объема поставок нефти и нефтепродуктов.
Его закрытие отразится на поставках нефти из Ирака, Кувейта, ОАЭ, а также на значительном объеме поставок из Саудовской Аравии.
14 июня член комитета Исламского консультативного совета (парламент Ирана) по нацбезопасности и внешней политике Э. Косари заявил, что правительство станы рассматривает возможность закрытия Ормузского пролива из-за угрозы национальной безопасности.

Международное энергетическое агентство (МЭА) заявило, что готово принять меры в случае проблем с насыщением нефтяных рынков после ударов Израиля по Ирану.
Глава МЭА Ф. Бироль в X написал, что агентство следит за влиянием ситуации между Израилем и Ираном на нефтяные рынки и готово действовать в случае необходимости.
Речь идет о возможности вывода нефти из стратегических запасов стран-членов МЭА, которые, по заявлению Ф. Бироля, превышают 1,2 млрд барр. и уже доказали свою жизненно важную роль в обеспечении безопасности мировой экономики.
Напомним, что предыдущий раунд скоординированного вывода нефти из стратегических резервов страны МЭА предприняли в 2022 г., когда МЭА пугало рынок прогнозами о падении добычи в России на 3 млн барр./сутки.
Это спровоцировало США и др. членов МЭА на масштабный вывод нефти из своих резервов, на пике объем интервенций стран составлял 240 млн барр., значительную часть из которых брали на себя США в т.ч. из внутриполитических соображений.
Вопрос восполнения запасов нефти в Стратегическом нефтяном резерве (SPR) для США до сих пор не решен.

Стоимость фьючерсов на нефть сорта Brent на август на лондонской бирже ICE Futures 13 июня подскочила до 78,5 долл. США/барр., но к 11:00 мск 16 июня немного снизилась, до 73,85 долл. США/барр.
В телефонном разговоре с главой МИД ФРГ Й. Вадефулем премьер-министр Ирака Ф. Хусейн предупредил, что дальнейшее обострение ситуации на Ближнем Востоке, вызванное противостоянием Ирана и Израиля, может вызвать рост цен на нефть до 200-300 долл. США/барр.

Подпишитесь

Голосование по теме

Превысит ли цена на нефть отметку в 100 долл. США/барр. в связи с конфликтом между Израилем и Ираном?

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK