Об этом 13 мая 2025 г. заявил еврокомиссар по энергетике Д. Йоргенсен в г. Варшава, где проходит неформальное совещание министров энергетики ЕС.
Не нужна ни одна молекула!
По прибытии на совещание Д. Йоргенсен дал небольшой комментарий по дорожной карте плана REPowerEU, направленного на прекращение импорта в ЕС энергоресурсов из России в 2027 г.Также еврокомиссар ответил на вопрос журналиста, который попросил прокомментировать переговоры российско-американские переговоры в контексте поставок российского газа в ЕС.
Reuters 8 мая 2025 г. сообщил, что Россия и США обсуждают участие американской стороны в возобновлении поставок российского газа в ЕС, в т.ч. покупку долей участия в проектах магистральных газопроводов (МГП) системы Северный поток, в газотранспортной системе (ГТС) Украины или даже в самом Газпроме.
А 10 мая Wall Street Journal написала, что американская инвесткомпания Elliott Investment Management рассматривает возможность приобрести долю участия в портфеле инфраструктурных активов, в который входит болгарский участок сухопутного продолжения МГП Турецкий поток.
По данным Reuters, США интересно, чтобы американские компании выступали в роли покупателей, перепродавая российский газ в Европу, в т.ч. в Германию, что позволит отслеживать и, возможно, контролировать объемы российского газа, идущие в ЕС.
Прямого подтверждения этой информации нет, помощник президента РФ Ю. Ушаков лишь кратко пояснил, что на переговорах с США тема поставок российского газа в Европу поднималась.
Однако ЕС в возможном продолжении поставок не заинтересован, заявил Д. Йоргенсен.
Тезисы от Д. Йоргенсена:
- мы не хотим быть шантажируемыми Россией и позволять использовать энергию в качестве оружия против нас,
- это важно для нашей безопасности и для нашей солидарности с Украиной,
- это очень четкий сигнал от ЕС - мы не хотим импортировать ни одной молекулы из России в будущем,
- у нас есть четкая дорожная карта прекращения зависимости,
- это не зависит от каких-либо переговоров, которые могут проходить,
- ЕС занимает четкую позицию - мы не хотим получать энергию из России, мы не хотим этого сейчас и не захотим в будущем.
Куда ведет дорожная карта REPowerEU?
Дорожная карта, о которой говорил Д. Йоргенсен, представляет собой детализацию мер по реализации плана REPowerEU.Изначально дорожная карта должна была быть опубликована в марте 2025 г., но была отложена и обнародована лишь 6 мая 2025 г.
Документ включает меры, осуществление которых обеспечит постепенное вытеснение с рынков ЕС российской нефти, газа и ядерных материалов.
Намеченные шаги:
- страны ЕС должны прекратить весь импорт российского газа к концу 2027 г., повысив прозрачность, усилив контроль и отслеживаемость российского газа на рынках ЕС,
- новые контракты с поставщиками российского газа будут запрещены, а спотовые контракты (с немедленной оплатой) будут прекращены к концу 2025 г.,
- меры против теневого флота - судов, которые обвиняются в обходе санкций при перевозке российской нефти,
- обязательство для Словакии и Венгрии, имеющих разрешение и продолжающих импорт российской нефти по магистральному нефтепроводу (МНП) Дружба, до конца 2025 г. разработать планы по отказу от этих поставок и их замещения до конца 2027 г.,
- ограничение новых контрактов Агентства по поставкам Евратома на поставку обогащенного урана и других ядерных материалов из России,
- разработка национальных планов стран ЕС по поэтапному отказу от импорта российской ядерной энергии.
По мнению ЕК, дорожная карта должна помочь ЕС полностью отказаться от российских энергоресурсов, обеспечив при этом стабильные поставки и цены на энергоносители в ЕС.
Однако ряд постулатов, положенных в основу этой дорожной карты, базируется на не совсем корректных посылах.
Так, ЕК рассчитывает, что мощности по производству сжиженного природного газа (СПГ) в мире вырастут к 2028 г. примерно на 200 млрд м3/год, что приведет к избытку предложения СПГ в объеме не менее 130 млрд м3/год (это в 2,5 раза выше объема поставок российского газа в ЕС в 2024 г.).
Этот прогноз базируется на докладе Международного энергетического агентства (МЭА) World Energy Outlook 2024 (WEO-2024), к которому и так было много вопросов (в частности, к прогнозу о достижении пика спроса на все виды ископаемого топлива к 2030 г.), а сейчас некоторые его аспекты не актуальны.
Так, с момента выхода доклада в октябре 2024 г. ряд проектов по производству СПГ, в основном в США, сдвинули сроки запуска вправо, нивелируя риски перепроизводства.
Также ЕК ожидает снижения спроса на газ в ЕС за счет реализации энергоперехода и плана действий по обеспечению доступной энергии.
Это позволит заместить до 100 млрд м3/год газа к 2030 г., что означает снижение спроса на 40-50 млрд м3/год к 2027 г.
Однако после длительного периода снижения спроса (что вызвано последствиями энергетического кризиса, но не реализацией плана экономии ЕК, представленного существенно позже), ЕС спрос на газ понемногу восстанавливает.
По данным ФСЭГ, за 1й квартал 2025 г. потребление природного газа в ЕС выросло на 8,4% в годовом сравнении и составило 113 млрд м3.
По большей части рост спроса обусловлен более холодной зимой 2024/2025 гг., но наблюдается восстановление объемов потребления в промышленности, чему способствовали оживление в основных европейских экономиках и стабилизация цен на газ.
Если восстановление промышленного производства будет продолжаться, то ЕС вновь рискует вступить в конкуренцию за поставки газа с азиатским рынком и столкнуться с очередным скачком цен.
Убирая крупного поставщика (на российские поставки пришлось 19% в структуре импорта российского газа) со своего рынка, ЕК сталкивается с очень сильно усложняет задачу по обеспечению стабильных поставок и доступных цен на газ в ЕС.