В пленарной сессии также участвовали зампредседателя КНР Х. Чжэн и премьер-министр Малайзии А. Ибрагим.
Заявленная тема ВЭФ-2024 - «Дальний Восток – 2030. Объединим усилия, создавая возможности».
В частности, В. Путин по традиции затронул такие вопросы, как перестройка глобальной экономики и системы международных отношений, развитие стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в качестве новых экономического и технологического роста и нацеленность России на выстраивание с ними сотрудничества на принципах взаимной выгоды.
В этом смысле развитие дальневосточных регионов России становится ключевой целью нашей страны.
Тезисы В. Путина. Главное по ТЭК, экономике и политике:
Дальний Восток
- мы определили развитие Дальнего Востока в качестве национального приоритета на весь ХХI век;
- важность, правильность этого решения подтвердила сама жизнь, вызовы, с которыми мы столкнулись в последнее время;
- основные деловые связи, торговые маршруты и в целом весь вектор развития все больше переориентируется на Восток и Глобальный Юг;
- наши дальневосточные регионы дают прямой выход на эти растущие, перспективные рынки, позволяют преодолевать те барьеры, которые пытаются навязать всему миру некоторые западные элиты;
- наш Дальний Восток является огромным пространством для проявления деловой инициативы, для запуска сложнейших проектов и формирования целых новых отраслей;
- по сути, сегодня Дальний Восток безо всякого преувеличения стал важнейшим фактором укрепления позиций России в мире, нашим флагманом в новой глобальной экономической реальности;
Развитие региона
- с 2013 г. была запущена принципиально новая стратегическая программа и система управления комплексным развитием Дальнего Востока;
- за 10 лет в регионе запущены или готовятся к запуску более 3,5 тыс. промышленных, инфраструктурных, технологических, образовательных проектов;
- темпы роста инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке за 10 лет увеличились, и они в 3 раза выше среднероссийских;
- динамика промышленного производства в регионе с 2013 г. превысила общероссийские темпы на 25 %;
- сейчас на Дальнем Востоке действуют 16 территорий опережающего развития (ТОР) и свободный порт Владивосток;
- запущен преференциальный режим на Курилах;
- создан специальный административный район на острове Русский: этот район уже обеспечил возврат в Россию из офшоров и иностранных юрисдикций активов на сумму свыше 5,5 трлн руб.
- на прошлом Восточном экономическом форуме было объявлено о создании на Дальнем Востоке международных территорий опережающего развития;
- они должны предлагать глобально конкурентоспособные условия для иностранных инвесторов, прежде всего, конечно, из дружественных стран;
- первый международный ТОР предполагается создать здесь, в Приморском крае;
- большой интерес к нему проявляют наши китайские партнеры, а также Республика Беларусь, с участием которой в Приморье может появиться новый глубоководный порт;
- прошу Государственную Думу и Правительство ускорить работу над законопроектом, необходимым для запуска международных ТОР;
- дополнительным фактором для расширения работы с зарубежными партнерами должно стать еще одно нормативное решение, а именно: с 1 сентября 2024 г. в нашем законодательстве предусмотрена возможность использования иностранных стандартов в проектировании и строительстве;
- речь идет о стандартах тех государств, где требования к качеству, надежности, безопасности капитальных объектов не ниже, чем у нас.
- объем энергопотребления на Дальнем Востоке растет;
- сегодня это 69 млрд киловатт-часов/год, а к концу десятилетия прогнозируется 96 млрд;
- при этом уже сейчас некоторые районы, населенные пункты и крупные дальневосточные инвесторы сталкиваются с нехваткой электроэнергии, вынуждены ждать ввода новых станций, из-за чего сдерживаются строительство, промышленные объекты, инфраструктура;
- уже поручил Правительству вместе с нашими крупными энергокомпаниями, деловыми кругами подготовить долгосрочную программу развития энергетических мощностей на Дальнем Востоке, предусмотреть для нее механизмы проектного финансирования;
- в рамках этой программы предстоит ликвидировать прогнозный дефицит электроэнергии на Дальнем Востоке, прежде всего за счет ввода в строй новых объектов генерации, например, таких как Нижне-Зейская ГЭС в Амурской области, которая будет не только снабжать электроэнергией сам регион и Восточный полигон железных дорог, но и поможет защитить территории, населенные пункты от паводков;
- также прошу подумать о строительстве на Дальнем Востоке атомных электростанций (АЭС);
- подчеркну: план развития электроэнергетики должен учитывать как текущие, так и перспективные потребности бизнеса и граждан, долгосрочные задачи, которые стоят перед нашими субъектами Федерации, городами и населенными пунктами.
- за последние 10 лет на Транссибе и БАМе построено более 2 тыс. и модернизировано свыше 5 тыс. км пути;
- возведено и реконструировано более 100 мостов и тоннелей, в т.ч. через реки Лену, Бурею, Селенгу;
- по итогам 2024 г. провозная способность Восточного полигона железных дорог должна вырасти до 180 млн т.;
- в 2024 г. мы запустили очередной, 3й этап развития этой важнейшей транспортной артерии;
- подчеркну: предстоит не только «расшить» узкие участки магистралей, ввести в строй более 300 объектов, включая дублеры Северомуйского, Кузнецовского и Кодарского тоннелей, а также мост через Амур – задача гораздо более масштабная;
- например, на всем протяжении БАМа предстоит проложить сплошные вторые пути;
- в ближайшие 8 лет на Восточном полигоне предстоит уложить 3100 км железнодорожного полотна;
- для сравнения: столько же было уложено в рамках 1го и 2го этапа расширения БАМа и Трансссиба, вместе взятых, и столько же – в годы строительства БАМа, с 1974 по 1984 гг.;
- словом, сегодня мы реализуем проект, который по масштабу больше самого крупного инфраструктурного инвестиционного проекта Советского Союза, реализованного всеми республиками СССР, причем с огромным напряжением сил.
- за последние 10 лет грузопоток Северного морского пути (СМП) вырос почти на порядок: если в 2014 г. по Севморпути было перевезено всего 4 млн т грузов, то в 2023 г. – уже более 36 млн т;
- это в 5 раз больше рекорда советского времени;
- будем и дальше наращивать грузопоток, в т.ч. за счет активного освоения арктических месторождений, перенаправления грузов с запада на восток, за счет увеличения транзита;
- масштабный план развития Северного морского пути развернут;
- мы строим ледоколы, развиваем спутниковую группировку, укрепляем береговую инфраструктуру, сеть аварийно-спасательных центров;
- чтобы, так сказать, раскатать новые логистические маршруты, 2 года назад по Севморпути были запущены каботажные рейсы, сегодня в этой схеме – 14 портов Северо-Запада, Арктики и Дальнего Востока;
- будем и дальше наращивать их возможности, модернизировать перевалку грузов, расширять ближние и дальние железнодорожные подходы к ним;
- в т.ч. это позволит нарастить мощности Мурманского транспортного узла до 100 млн т, а в перспективе, конечно же, и выше.
- мы будем поддерживать развитие на Дальнем Востоке передовых, креативных отраслей, инфраструктуры экономики больших данных, искусственного интеллекта, в т.ч. организуем зону для отработки беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) в гражданских целях;
- в регионе уже началась реализация новых проектов университетских кампусов в Южно-Сахалинске и Хабаровске, но этого, очевидно, недостаточно для Дальнего Востока;
- предлагаю запустить работу еще по нескольким проектам, а именно построить новые кампусы в Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском, Чите;
- также реализуем строительство 2й очереди кампуса Дальневосточного федерального университета здесь, во Владивостоке;
- в таких центрах будут созданы все условия для учебы, работы, проживания студентов, откроются площадки для молодежного предпринимательства и бизнес-клубы;
- будем также развивать и университеты в Арктике;
- в дополнение к уже запущенному проекту кампуса в Архангельске добавится такой же проект и в Мурманске;
- также на базе кампусов будут действовать передовые инженерные школы;
- 2 такие школы – на Сахалине и во Владивостоке – уже созданы. Их задача не только готовить специалистов для промышленности и сельского хозяйства, транспорта и сферы услуг, для использования искусственного интеллекта, но и предлагать оригинальные решения для серийного внедрения в системе управления, в социальной сфере, в отраслях экономики;
- на острове Русский 2 года успешно действует научно-технический центр компании РусГидро. Он специализируется на инновационных разработках в сфере глобальной энергетики. Они уже активно применяются в программе технического перевооружения энергетического комплекса Дальнего Востока;
- также с участием наших ведущих компаний будет создан еще один крупный инновационный научно-технологический центр на острове Русский – на базе ДФУ. Его профилем станут изыскания и практические решения в области морской инженерии, биотехнологий, биомедицины и других перспективных направлений;
- прошу коллег из Правительства и Приморского края задействовать инструменты дальневосточной концессии для реализации проекта, а также продумать механизмы привлечения в этот центр ученых из других научных центров России, да и из других стран тоже.
- наша задача – обеспечить регулярное, бесперебойное снабжение населенных пунктов, которые находятся далеко от «большой земли», сократить сроки и стоимость доставки грузов;
- в 2023 г. был принят закон о северном завозе;
- теперь он планируется централизованно, на федеральном уровне, его исполнение координируется на местах, в регионах;
- перевозка и обслуживание грузов жизнеобеспечения получили приоритет на транспорте;
- на закупку и доставку северного завоза могут выделяться бюджетные кредиты;
- получит развитие и опорная транспортно-логистическая сеть северного завоза, включая автодороги, железнодорожные станции, морские и речные порты, аэропорты;
- с 2025 г. начнет работать единый морской оператор северного завоза, пока – в пилотном режиме – он будет перевозить грузы на Чукотке;
- в дальнейшем мы расширим географию его работы на Якутию, Камчатский край, Архангельскую область и Красноярский край.
Ожидания от БРИКС и доллара
- по итогам 2023 г. товарооборот России с партнерами по БРИКС – 294 млрд долл. США;
- мы не проводим политики дедолларизации;
- мы ведь не отказывались от расчетов в долл. США – нам отказали в расчетах, и мы просто вынуждены искать другие возможности, вот и все;
- главное в том, что валюта той или иной страны отражает экономическую мощь державы;
- чем больше эта экономика, чем больше у этой экономики партнеров – тем более востребована национальная валюта той или другой страны в расчетах;
- после Второй мировой войны Соединенные Штаты, естественно, воспользовались, удачно воспользовались результатами Второй мировой войны в экономике, провели план Маршалла для Европы, создали одну мировую систему – Бреттон-Вудскую, потом ее немножко подремонтировали, другую;
- создали единую мировую валюту – доллар;
- сейчас ситуация в мировой экономике меняется;
- естественным образом, – хочу это подчеркнуть, – естественным образом меняются и приоритеты в использовании определенных валют;
- мы, например, с нашими партнерами по БРИКС используем национальные валюты – на уже примерно 65%;
- финансовые и политические власти Соединенных Штатов своими не просто неаккуратными, а непрофессиональными и глупыми действиями этот процесс подталкивают;
- думаю, они уже понимают, что они совершили ошибку, но просто уже не могут выйти из этой колеи. Им, видимо, уже не очень удобно признать, что они совершили ошибку, а надо бы уже что-то скорректировать;
- что касается наших отношений с БРИКС, то они развиваются – развиваются очень успешно;
- Россия, Китай, Индия – это, что называется, отцы-основатели этой организации: в 2005 г. мы начали этот процесс, образовав РИК – Россия, Индия и Китай, потом присоединилась Бразилия, потом – Южная Африка, а сейчас мы расширили круг участников;
- это очень хороший процесс: более 30 стран мира на сегодняшний день проявляют свою готовность сотрудничать, а некоторые из них и присоединиться к БРИКС;
- новые члены БРИКС – самодостаточные, с быстро развивающимися экономиками, со своей самобытной культурой, очень интересные государства.
Транзит газа в Европу и не только
- что касается Украины, мы не отказываемся от этого транзита, как ни странно, потому что мы намерены – и компания Газпром – исполнять все свои обязательства перед нашими клиентами, с которыми есть долгосрочные контракты;
- одной из обязательной составляющей этой совместной работы является транзит;
- есть контракт на транзит, который заканчивается 31 декабря 2024 г.;
- а наши основные потребители в Европе, видимо, не хотят этого делать, хотя оказывают же всестороннюю помощь, поддержку, и военную, и финансовую, и какую угодно Украине;
- но вот Украина отказывается от нашего транзита, значит, те объемы газа, которые поступают в Европу, они сократятся;
- они будут идти по другим маршрутам, в частности через Турецкий поток, может быть, отчасти через Голубой поток в Турцию ту же. Хотя это для внутреннего потребления, но тем не менее, будут создавать и помогать энергетической стабильности в Европе;
- как это отразится на них – я уже до конца не знаю;
- мы занимаемся своими вопросами, а они пускай занимаются своими;
- даже не знаю, как это охарактеризовать, отношение к своим союзникам и партнерам, которое демонстрируют очень многие в Соединенных Штатах, да и в той же Украине;
- оно является очень странным, для меня просто непонятно;
- взяли взорвали этот газопровод по дну Балтийского моря, Северный поток, взорвали обе нитки Северного потока-1 и одну нитку Северного потока-2;
- кстати говоря, одна-то существует, она в рабочем состоянии;
- что мешает тому же правительству Германии кнопку нажать, договориться с нами и включить?
- 27,5 млрд м3 газа тут же пошло бы в Европу, в Германию;
- почему они этого не делают – я не понимаю;
- получать через территорию Украины могут, получать через Турецкий поток могут, а по нитке, которая идет по дну Балтийского моря, не могут;
- на мой взгляд, это какая-то деформация профессиональная, шизофрения, чушь просто.
- ну, не хотят – не надо. Мы будем наращивать наши поставки в другие регионы мира постепенно;
- у нас с КНР давно, до всяких этих кризисов в Европе и на украинском направлении есть проект хороший, по поставкам в Китайскую Народную Республику;
- в 2025 г. мы выйдем на проектную мощность – 38 млрд м3, плюс с Дальнего Востока, отсюда, с [газопровода] Сахалин – Владивосток тоже в КНР плюс еще 10 лрд м3;
- мы изучаем другие маршруты.
- повторяю, это никак не связано с событиями на Украине, это просто наши договоренности, которые были достигнуты много лет тому назад, мы все это реализуем.
СПГ
- будем развивать сжижение газа;
- да, и здесь нам пытаются создать проблемы;
- [глава НОВАТЭКа] господин Михельсон знает об этом лучше, чем кто-либо другой;
- но все равно это развивается, и доля России в поставках на мировые рынки сжиженного природного газа постепенно увеличивается;
- она не такая уж и большая, как нам бы хотелось, но будем все равно, несмотря ни на какие сложности, которые нам пытаются создать, все равно будем это делать.
Энергетику России нельзя отменить
- кто бы и как бы ни пытался закрыть нашу энергетику, это невозможно, потому что на пределе находится добыча в соответствии с потребностями мирового рынка;
- это невозможно просто, понимаете? Это невозможно;
- представим себе, что взяли завтра и все закрыли – газ, нефть нашу и так далее;
- мировая экономика не выдержит такого закрытия;
- просто цены подрастут до небес, а все равно будут покупать, без этого невозможно, в этом все дело;
- ведь когда наши недоброжелатели и те, кто вводит незаконные ограничения, делают это, они делают от чистого сердца, но не от большого ума, как в таких случаях говорят, потому что результата нет;
- они руководствуются только чем? Высокомерием и самоуверенностью. А результат обратный ожидаемому;
- поэтому мы свои вопросы решим – да, с какими-то, может быть, потерями, но все равно решим;
- а те, кто не хотят с нами сотрудничать, – ну, что же, пускай несут тогда убытки;
- мы же видим, что в европейских странах происходит, многих из них балансируют на грани рецессии;
- и ситуация будет усугубляться, потому что те, кто поставляет им энергоресурсы, заботятся прежде всего о своих собственных национальных интересах, в тех же Штатах;
- ну что, в 2-3 раза поставляют… Или на сколько там? Процентов на 50, на 60 больше, чем наши стоят энергоносители, газ имею в виду, прежде всего;
- конечно, экономика Европы, в т.ч. Германии, рассчитанная на наши энергоносители, переживает очень серьезные испытания, многие отрасли просто закрываются;
- но это не наш выбор, мы готовы, пожалуйста;
- договоритесь с Польшей, чтобы Польша открыла трубопроводные системы, они же существуют.
- Ямал – Западная Европа поляки же закрыли;
- теперь Украина закрывает, да еще маршрут по дну Балтийского моря Северный поток-2 не включают. Ну, не хотят – не надо. Ущерб для них будет;
- для нас будет определенное сокращение доходов, но ничего, больше Газпром будет поставлять внутри страны. Тоже хорошо. Будем развивать социальную газификацию.
В. Путин допустил поставки в Иран по свопу. Сейчас идет обсуждение такого взаимодействия.