Об этом 17 января 2024 г. сообщила официальный представитель МИД РФ М. Захарова в ходе брифинга.
Нет информации
Тезисы от М. Захаровой:- мы видели соответствующее сообщение агентства Reuters,
- речь идет о материале от 12 января относительно произошедшего в Аденском заливе по ошибке обстрела танкера, якобы перевозившего российскую нефть,
- никакой официальной информации на этот счет в МИД не поступало,
- мы выступаем - и делаем это последовательно - за безопасность международных морских путей, пассажирских и грузовых перевозок, в т.ч. в Красном море и Баб-эль-Мандебском проливе.
12 января 2024 г. Reuters привел сообщение британской Ambrey, специализирующейся на морской безопасности, согласно которому танкер под флагом Панамы, перевозивший российскую нефть, подвергся атаке йеменских повстанцев-хуситов в 90 морских милях к юго-востоку от портового города Аден.
Ракета упала в воду на расстоянии 400-500 м от борта танкера, судно не пострадало.
Капитан танкера сообщил об атаке Центру координации морских торговых перевозок при ВМС Великобритании.
Хуситы попытались атаковать танкер по ошибке, исходя из устаревших данных, по которым судно связано с Великобританией.
По данным Ambrey, это был 2й случай атаки хуситами на судно с российской нефтью, названия обоих судов не приводятся.
Bloomberg 16 января 2024 г. сообщил, что российские танкеры-газовозы, перевозящие сжиженный природный газ (СПГ), начали избегать маршрута через Суэцкий канал и Красное море.
Ранее аналогичный шаг предприняла QatarEnergy, остановив 3 своих танкера-газовоза у берегов Омана и направив их затем к мысу Доброй надежды для поставок в Европу или вообще развернув в Юго-Восточную Азию.
2 российских танкера-газовоза, перевозившие СПГ в Азию, в т.ч. 1 танкер, обслуживающий проект Ямал СПГ, вечером 15 января ушли от северного входа в Суэцкий канал в Средиземном море, также предпочтя маршрут вокруг Африки.
Издание отмечает, что Катар и Россия были последними крупными поставщиками СПГ, которые продолжали использовать Суэцкий канал, несмотря на атаки хуситов.
Ситуация в Красном море
На фоне обострения вооруженного конфликта между Израилем и палестинским движением ХАМАС йеменские повстанцы-хуситы из движения Ансар Аллах участили атаки на суда в Красном море, которые они подозревают в связях с Израилем.В ответ на атаки хуситов Великобритания и США в ночь на 12 января 2024 г. нанесли удары по 60 объектам хуситов в Йемене.
В свою очередь, хуситы пообещали продолжить атаковать суда и пригрозили нападением на американские и британские базы на Ближнем Востоке, если удары продолжатся.
В связи с ростом напряженности в Красном море, многие логистические компании, осуществляющие контейнерные перевозки, пустили свои суда по более длинному маршруту вокруг Африки.
Аналогичный шаг предприняли и некоторые перевозчики, занимающиеся транспортировкой нефти, в частности, BP.
Крупные японские судоходные компании также приостановили перевозки по Красному морю.
Сложившаяся ситуация не означает полного прекращения поставок нефти и СПГ с Ближнего Востока в ЕС или из России в Азию, но увеличиваются сроки и расходы на доставку в случае прохода вокруг мыса Доброй надежды.
При этом трафик через Суэцкий канал и Красное море полностью не останавливается, хотя и значительно снизился.
Так, с 1 по 11 января 2024 г. количество судов, прошедших через Суэцкий канал, сократилось на 30% по сравнению с аналогичным периодом 2023 г.
Для судов, продолжающих пользоваться маршрутом через Красное море и Суэцкий канал, растет стоимость страховки.