Об этом еврокомиссар по экономике П. Джентилони заявил 15 января 2024 г. на пресс-конференции по итогам заседания совета министров финансов Еврогруппы в г. Брюссель.
Проблемы ЕС в Красном море?
П. Джентилони предупредил о возможном негативном влиянии на экономику ЕС ситуации в Красном море, через которое и далее через Суэцкий канал в ЕС поставляется нефть и сжиженный природный газ (СПГ) с Ближнего Востока.Тезисы от П. Джентилони:
- мы знаем, что начинаем этот год со сдержанного роста, некоторыми хорошими новостями на рынке труда, но растущей обеспокоенностью по поводу негативных рисков, вызванных геополитической напряженностью, и особенно тем, что происходит в Красном море,
- на данный момент это, по-видимому, не оказывает влияния на цены на энергоносители и инфляцию,
- но мы считаем, что за этим следует очень внимательно следить, потому что эти последствия могут проявиться в ближайшие недели.
Напомним, что в ночь на 12 января 2024 г. авиация и боевые корабли США и Великобритании нанесли первые удары по военным объектам хуситов в Йемене.
Эти удары стали ответом на атаки на торговые суда в Красном море, которые йеменские повстанцы-хуситы осуществляют в отношении судов, которые подозревают в связях с Израилем.
По данным Центрального командования США, было поражено более 60 военных объектов.
В свою очередь, хуситы пообещали продолжить атаковать суда и пригрозили нападением на американские и британские базы на Ближнем Востоке, если удары продолжатся.
В связи с ростом напряженности в Красном море, многие логистические компании, осуществляющие контейнерные перевозки, пустили свои суда по более длинному маршруту вокруг Африки.
Аналогичный шаг предприняли и некоторые перевозчики, занимающиеся транспортировкой нефти, в частности, BP.
По данным Reuters, перевозки СПГ через Красное море приостановила QatarEnergy.
Сложившаяся ситуация не означает полного прекращения поставок нефти и СПГ с Ближнего Востока в ЕС, но увеличиваются сроки и расходы на доставку, а для судов, продолжающих пользоваться маршрутом через Красное море и Суэцкий канал, растет стоимость страховки.
Тем не менее, П. Джентилони предпочел обозначить риски в Красном море как один из факторов, способных повлиять на экономику ЕС в 2024 г.
Еврозона в зоне риска
Главы финансовых ведомств Еврогруппы сильно обеспокоены экономической ситуацией в еврозоне.Тревожными выглядят данные по экономике Германии - крупнейшей экономике Европы.
Федеральное статистическое бюро страны ФРГ (Destatis) 15 января 2024 г. представило данные, согласно которым по итогам 2023 г. ВВП Германии снизился на 0,3% после роста на 1,8% в 2022 г.
Несмотря на снижение ВВП, техническая рецессия (сокращение показателя 2 квартала подряд) пока не фиксируется: в 4м квартале 2023 г. экономика Германии сократилась на 0,3% в квартальном сравнении, а в 3м квартале динамика была 0вой.
Объем промпроизводства в Германии по итогам 2023 г. сократился на 2%, при этом спад фиксировался в отраслях, более чувствительных к колебаниям цен на энергоносители, в т.ч. в химической и металлургической промышленности.
Немецкий федеральный банк (Deutsche Bundesbank) снизил прогноз роста ВВП Германии - нынешний прогноз предполагает рост экономики на 0,4% в 2024 г.
Другие крупные экономики еврозоны - Франция и Италия - прогнозируют экономический рост, но указывают на то, что сохраняется неопределенность в отношении высоких цен на энергоносители и процентных ставок, а также низкого внешнего спроса.
Эти вопросы обсуждались на встрече глав финансовых ведомств Еврогруппы 15 января 2024 г.
Тезисы от президента Еврогруппы П. Донохью:
- экономика еврозоны, вероятно, вырастет примерно на 1% в 2024 г., поскольку она противостоит влиянию высокой инфляции и войны в Украине,
- заглядывая в 2024 год, я продолжаю верить, что экономика еврозоны хорошо держится в контексте таких экономических вызовов,
- хотя это более низкие темпы роста, чем я бы хотел видеть в противном случае, это все равно рост, несмотря на все проблемы,
- мы признаем необходимость снизить нашу подверженность глобальным колебаниям цен в энергетическом секторе,
- этого можно добиться только путем координации и лучшей интеграции,
- основными способами, с помощью которых этого можно достичь, являются диверсификация источников энергии, развертывание производства возобновляемой энергии, достижение прогресса в декарбонизации и работа над объединениями на европейских рынках электроэнергии.
Таким образом, страны ЕС сохраняют прежний вектор своей энергетической стратегии.
Между тем, многие эксперты отмечают, что действия Еврокомиссии (ЕК) как регулятора энергорынка, привела к снижению его устойчивости в условиях кризиса.
Это частично подтверждается резкими скачками цен на газ в 2022 г., когда цены взлетали выше 3500 долл. США/1000 м3.
В 2023 г. подобных скачков цен не наблюдалось, что в целом было ожидаемо с учетом резкого падения спроса на газ, в первую очередь в промышленном секторе.
Сейчас еврочиновники форсируют тему влияния нестабильности в Красном море на положение дел в экономике.
Рост цен на энергоносители и возможный разгон инфляции может заставить Европейский центральный банк отложить снижение процентных ставок.
На данный момент ЕЦБ находится в режиме ожидания, отслеживая, как 10 повышений, введенных с середины 2022 г., повлияют на экономику.
Перенос ответственности на внешние факторы - сначала на действия России, потом на ситуацию в Красном море - позволяет отвлечь внимание от внутренних процессов в самом ЕС, что важно в связи с предстоящими выборами.
На 6-9 июня 2024 г. назначены выборы в Европарламент, предстоит смена ЕК и председателя Совета ЕС.
7 января председатель Евросовета Ш. Мишель объявил о планах досрочно покинуть свой пост, чтобы участвовать в выборах в Европарламент, его место может занять премьер-министр Венгрии В. Орбан, что беспокоит ЕК.
Politico 15 января сообщила, что глава ЕК У. фон дер Ляйен может не быть переизбрана на новый срок из-за недовольства стран ЕС ее действиями, которые осуществляются без каких-либо консультаций.