Об этом сообщил представитель компании, отвечая на вопрос о возможности его оспаривания и соответствующего обращения к бельгийским и украинским властям.
Напомним, что 30 ноября 2023 г. Национальное агентство по предотвращению коррупции (НАПК) Украины сообщило, что внесло Fluxys в список «спонсоров войны» за продолжение работы с партнерами из России:
- организация объявила, что принятое решение связано с тем, что компания способствует экспорту российского сжиженного природного газа (СПГ), продолжая сотрудничество с Ямал СПГ;
- как утверждали в агентстве, услуги Fluxys в 2023 г. помогли принести в бюджет России около 800 млн евро.
- мы приняли к сведению публикацию НАПК;
- мы детально изучаем это, находимся в контакте с компетентными в этом вопросе службами;
- не нарушают никакие законы, а лишь выполняют свои юридические обязательства по контракту на хранение российского газа;
- терминал Fluxys в Зебрюгге юридически основан на принципе свободного доступа;
- это означает, что любая заинтересованная в поставках СПГ компания может бронировать мощности СПГ-терминала;
- согласно закону, ни один клиент не может подвергаться дискриминации.
По данным бельгийских СМИ:
- компания Fluxys заключила контракт на хранение и перегрузку российского топлива с Ямал СПГ еще в 2015 г.;
- контракт начал реализовываться в 2019 г., он рассчитан на 20 лет и оценивается в млрд евро.
Бельгия, наряду с другими странами ЕС и НАТО, оказывает экономическую, финансовую и военную помощь Украине.
Эта страна также принимает десятки тыс. украинских беженцев.
Последствия черного списка Украины
Ранее внесение венгерского банка OTР в список «спонсоров войны» Киева спровоцировало скандал:- Будапешт заблокировал очередной транш военной помощи Украине из Европейского фонда мира на сумму 500 млн евро;
- последующее исключение банка из украинского черного списка к возобновлению финансирования вооружения Киева со стороны Брюсселя пока так и не привело;
- Венгрия теперь настаивает, чтобы НАПК дал гарантии невключения в будущем венгерских фирм в список «спонсоров войны».
Рынок природного газа в Евросоюзе
ЕС традиционно рассматривался как перспективный рынок газа, но сейчас ситуация меняется.Энергетический кризис, начавшийся еще во 2м полугодии 2021 г., спровоцировал снижение спроса на газ из-за высоких цен.
Поставки российского трубопроводного газа начали снижаться, а со 2го полугодия 2022 г. резко обвалились.
Напомним, что в сентябре 2022 г. магистральный газопровод (МГП) Северный поток подвергся диверсии.
Поставки газа Газпрома в дальнее зарубежье по итогам 2022 г. снизились на порядка 85 млрд м3, до 100,9 млрд м3, практически все это падение пришлось на ЕС.
По итогам 2023 г. ожидается падение поставок еще на 50%.
Параллельно растет импорт российского сниженного природного газа (СПГ) в Европу - в ноябре 2023 г. он оказался самым высоким за всю историю.
Поэтому удар НАПК на Fluxis преследует конкретную цель - давление со стороны предложения на и без того напряженный газовый рынок ЕС.
Вопрос в том, сохранится ли спрос в ЕС на уровне, достаточном, чтобы этот удар был ощутимым.
По оценки Международного энергетического агентства (МЭА):
- спрос на природный газ в странах ЕС в 2022 г. снизился на 55 млрд м3(13%);
- крупнейшее снижение в годовом исчислении за всю историю, до 360 млрд м3;
- в 2023 г. потребление в ЕС упадет еще на 3%, до уровня порядка 350 млрд м3.
- собственная добыча природного газа в Европе падает на протяжении десятилетий;
- страны ЕС, Норвегия и Великобритания в 2021 г. добыли порядка 200 миллиардов кубометров;
- с учетом освоения арктического шельфа в Норвегии, производства биометана, сланцевого газа, собственная добыча к 2030 г. упадет еще на 30 млрд м3;
- в 2030 г. в случае ускоренного энергоперехода может оказаться порядка 315 млрд м3 и чуть менее 400 млрд м3 при сохранении статуса-кво;
- в таком случае импортная ниша для Европы составит 150-230 млрд м3;
- рынок ЕС являлся для России исторически главным, поставки газа достигали 150 млрд м3 и выше.
Автор: П. Паршинова