Об этом 20 октября 2023 г. заявил председатель Комитета по нацбезопасности и обороне Сейма Литвы Л. Касчюнас, его цитирует BNS.
Сонары на страже
Тезисы от Л. Касчюнаса:- к концу 2023 г. у нас будут возможности, которые позволят нам контролировать различные беспилотные объекты под водой и управлять этими угрозами;
- охрана стратегической инфраструктуры в Клайдедском порту и находящихся у побережья энергетических объектов будет усилена подводными сонарами;
- система сонаров, благодаря которой можно будет обнаруживать находящиеся под водой беспилотные аппараты, будет закуплена в ближайшее время
- системы безопасности закупаются не только для защиты СПГ- терминала, но и других компаний энергетического сектора;
- вопросы закупок уже обсуждались до повреждения МГП Balticconnector, соединяющего Финляндию и Эстонию;
- повторяющиеся инциденты в Балтийском море естественным образом усиливают необходимость повышения устойчивости и наличия большего количества инструментов для этой цели;
- речь идет не только о дополнительной защите отдельных компаний или объектов, но и всего Клайпедского порта;
- после нескольких инцидентов на подводных морских коммуникациях охрана Клайпедского порта усилена.
Почему сонары?
В Литве есть компания, производящие локаторы для рыболовов.Deeper Sonar был выпущен в 2013 г.
Литовские рыболовы ныне могут получать подробные данные гидролокатора путем сопряжения съемного гидролокатора со смартфоном рыболова.
Вместо рыб теперь можно искать мифическую угрозу.
Можно предположить, что именно этой компании дадут заказ на сонары для порта в г. Клайпеды.
Что охраняет Литва?
FSRU Независимость
В Клайпедском порту действует регазификационный СПГ - терминал для приема сжиженного природного газа (СПГ) на базе регазификационного судна (FSRU) Независимость.В эксплуатацию СПГ-терминал был введен в декабре 2014 г.
Власти Литвы заявляли, что СПГ-терминал стал противовесом монополии Газпрома.
Стоимость - 101 млн евро, еще по 56 млн евро/год Литва платила норвежской Höegh LNG за аренду FSRU Независимость.
По истечении срока действия 10-летнего договора аренды, 31 декабря 2024 г. Литва выкупит FSRU Независимость за 153,5 млн долл. США без НДС, но Hoegh LNG останется техническим оператором судна.
Нефтетерминал порту Бутинге
Еще один важный для Литвы прибрежный объект - морской нефтяной терминал в порту Бутинге.С 2006 г. этот порт является основным путем снабжения для Мажейкяйского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Литве, принадлежащего польской PKN Orlen.
Этот НПЗ является единственным НПЗ в странах Балтии и одним из крупнейших промышленных предприятий Литвы.
Прибалтика в обороне
Карлики Европы очень удобны в пропагандистских целях.Если что- то скажет Франция или Германия, то к этому прислушиваются.
Резких высказываний обычно нет.
Если что-то скажет Прибалтика, то это не дипломатия, а пропаганда интересов сюзерена.
Сказать могут, что угодно.
На это обычно хорошо реагируют обыватели.
Мировая дипломатия обычно на слова карликов Европы внимания не обращает.
Власти стран Балтии усилили защиту подводных кабелей и другой критической инфраструктуры после повреждения 8 октября 2023 г. морского газопровода-интерконнектора Balticconnector, соединяющего газотранспортные системы (ГТС) Эстонии и Финляндии.
12 октября 2023 г. Bloomberg писал, что:
- правительство Литвы поручило усилить военно-морское патрулирование в своих территориальных водах для защиты силового кабеля, идущего из Швеции, и расположенного на побережье СПГ-терминала,
- литовский оператор системы передачи электроэнергии Litgrid усилил бдительность на объектах стратегического значения,
- шведская Svenska Kraftnat работает над повышением скорости потенциального ремонта подводной инфраструктуры,
- полиция Норвегии также усилила меры безопасности вокруг некоторых энергетических объектов,
- финский сетевой оператор заявил, что усилил взаимодействие с властями.
Дерзкий Президент Латвии Э. Ринкевичс в эфире TV3 призвал закрыть Балтийское море для всех российских судов.
Тезисы от Э. Ринкевичса:
- в данных обстоятельствах необходимо усиление патрулирования НАТО,
- если подтвердится какого-то рода ответственность России или другой страны - ну, маловероятно, что другой страны,
- по-моему, будет обсуждаться вопрос о том, что мы закроем Балтийское море для всех российских кораблей,
- пока таких дискуссией не ведется,
- для выводов необходимо дождаться конкретных и четких результатов расследования.
Тезисы от М. Цахкны:
- газопровод поврежден извне,
- это не экологическая авария,
- это можно рассматривать как атаку на инфраструктуру НАТО.
Это и есть функция карликов.
Вопрос о том, что является атакой на инфраструктуру НАТО, ранее поднимал в интервью The Washington Post генсек Й. Столтенберг в связи со взрывами на МГП Северный поток-1 и Северный поток-2:
- НАТО должна решить, приведет ли атака, например, на подводные кабели, к срабатыванию 5й статьи Вашингтонского договора о коллективной обороне альянса;
- атаки на подводную инфраструктуру легко отрицать, поскольку их трудно отслеживать.
Инцидент с МГП Balticconnector и его расследование
МГП Balticconnector является интерконнектором (газопровод с возможности прокачки газа в обоих направлениях) между ГТС Финляндии и Эстонии:- мощность - 2,6 млрд м3/год газа;
- протяженность - 150 км, из которых 77 км проходит по дну Финского залива.
8 октября 2023 г. около 02:00 операторы ГТС Эстонии и Финляндии Elering и Gasgrid Finland зафиксировали падение давления в МГП Balticconnector.
Операторы перекрыли подачу газа путем закрытия клапанов в МГП, утечка газа была остановлена.
Телекоммуникационный оператор Elisa, работающий в Финляндии и Эстонии, сообщил о повреждении резервного подводного волоконно-оптического кабеля в Финском заливе, который произошел также в ночь с 7 на 8 октября.
Позднее Швеция сообщила о повреждении еще одного морского телекоммуникационного кабеля, соединяющего его с Эстонией примерно в то же время.
По данным пограничной службы Финляндии место утечки из МГП Balticconnector зафиксировано в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Финляндии, повреждение телекоммуникационного кабеля - в ИЭЗ Эстонии.
Соответственно, расследование инцидента с МГП Balticconnector ведет Финляндия, а с телекоммуникационным кабелем - Эстония.
19 октября Центральная криминальная полиция Финляндии завершила осмотр места повреждения газопровода Balticconnector, образцы были переданы на экспертизу.
Проводимое Финляндией расследование исходит из того, что МГП Balticconnector был поврежден в результате внешнего воздействия, причем это воздействие носило не взрывной, как предполагалось изначально, а механический характер.
Высказана версия о том, что газопровод мог быть поврежден судовым якорем, которое некое крупное судно протащило по газопроводу.
Среди потенциально причастных судов назывались:
- контейнеровоз Newnews Polarbear под флагом Гонконга;
- суда под российским флагом:
- уникальный атомный лихтеровоз-контейнеровоз Севморпуть,
- танкер SVG Flot,
- океанографическое исследовательское судно Балтийского флота ВМФ РФ Адмирал Владимирский.
Финский газотранспортный оператор Gasgrid Finland, отвечающий за обследование МГП Balticconnector, приступил к инспекционным мероприятиям на газопроводе, но продвигаются они медленно из-за погодных условий.
13 октября компания со ссылкой на предварительные экспертные оценки сообщила, что планирование ремонтных работ, мобилизация необходимого подводного оборудования и фактические ремонтные мероприятия, включая инспекцию отремонтированного участка трубы и ввод в эксплуатацию, продлятся не менее 5 месяцев.
Самая ранняя возможная дата ввода в эксплуатацию МГП Balticconnector - начало апреля 2024 г.