Об этом заявил исполнительный директор Международного энергетического агентства (МЭА) Ф. Бироль.
Тезисы Ф. Бироля:
- с моей точки зрения, вся Европа, включая Соединенное Королевство, допустила 3 исторические стратегические ошибки в энергетической сфере:
- чрезмерная зависимость от поставок газа из одной страны,
- отказ от ядерной энергетики,
- упущенные возможности в сфере солнечной энергетики;
- эти ошибки повлияли на внешнюю политику Европы;
- Европа слишком сильно полагалась на поставки природного газа из России, которая в 2019 г. обеспечивала около 50% потребностей региона, а так сильно зависеть нельзя даже от самой дружелюбной страны в мире.
- европейские страны за последние 20 лет:
- почти не реализовывали новых проектов в сфере ядерной энергетики,
- атомная энергетика ЕС сейчас вырабатывает лишь 15% необходимого Европе электричества вместо прежнего показателя в 30%;
- Европа позволила Китаю стать доминирующей силой в развитии солнечной энергетики, хотя 20 лет назад на переднем крае этого направления находились Великобритания, Германия, Италия и Испания, активно субсидировавшие солнечную энергетику;
- пояснения:
- это как с марафоном,
- если вы лидировали на протяжении первых 10 км дистанции, никто не вручит вам медаль,
- медаль получает тот, что пробежит все 42 км,
- Европа хорошо начала, но не добралась до финиша;
- Запад не должен совершить еще одной ошибки, которую развитые страны могут допустить, выстраивая отношения с развивающимися государствами, которым предстоит совершить ускоренный энергетический переход:
- если Запад будем указывать этим странам: пользуйтесь этими источники энергии, а не другими, то между Западом и Африкой возникнет геополитический разлом, который уже наметился;
- в странах Африки есть плодородная почва для других стран, которые захотят оказаться полезными,
- богатые государства должны активнее помогать бедным в энергетической трансформации;
- на фоне глобального энергетического кризиса мировая экономика остается уязвимой, а в наиболее сложном положении находятся более 50 развивающихся стран, зависящих от импорта энергетических ресурсов.
- заявлял, что многие правительства довольны тем, что кризис пока протекает относительно мягко, но они слишком счастливы;
- неоднократно предупреждал - подготовка к осенне-зимнему периоду (ОЗП) 2023/2024 гг. в Европе будет сложнее, чем к текущему ОЗП, в т.ч. из за отсутствия российского газа, возвращение Китая в качестве импортера и небольшой роста предложения.
Однако в условиях СВО МЭА становится все более политизирована.
Никто даже не помнит, что А. Меркель отказалась от АЭС в Германии не просто так, а создала условия для замещения атомной энергии энергией от российского природного газа.
Если бы Германия ввела в Эксплуатацию МГП Северный поток 2, то немецкая газохимия чувствовала бы себя гораздо более оптимистично.
Дешевый российский газ делал продукции газохимии рентабельной.
10 сентября 2021 г. был завершен надводный захлест датского и немецкого участков газопровода, что означало завершение строительства.
Санкции США, расширенные 1 января 2021 г., сделали невозможным ввод в эксплуатацию газопровода.
А диверсии на ГТС Северные потоки если не сделали ввод в эксплуатацию невозможным, то существенно отдалиии его перспективу.
В 2020 г. западные аналитики дерзко заявляли о том, что Германия проживет без МГП Северный поток 2.
Оказалось - нет.
Автор: А. Гончаренко