Об этом 19 апреля 2023 г. заявил заместитель министра иностранных дел РФ А. Панкин.
Тезисы от А. Панкина:
- есть политическая сторона и есть экономическая сторона (установления потолка цен на российскую нефть),
- с точки зрения политики - это неприемлемо,
- это ограничение является определенно неслыханным и нелегитмным,
- это диктовка потребителями в монополистическом стиле своих условий производителям,
- ОПЕК обвиняли в установке своих цен, но цены установила не ОПЕК, их установили на биржах в Британии, Франции, США,
- вы можете рассматривать старый-новый шаг ОПЕК по сокращению добычи нефти как меру против ограничения цены на российскую нефть,
- довольно глупо думать, что он направлен только против российской нефти,
- если бы Россия стала продавать нефть по сниженной цене, это изменило бы ситуацию на рынке в целом, покупатели бы потребовали снижения цен и от стран ОПЕК,
- кто хочет этого?
- это выглядит как только антироссийский шаг, но он гораздо шире,
- поэтому есть коалиция, которая говорит - хватит, это вмешательство в работу рынка, мы с этим не согласны,
- нефтяной рынок не кончается скидками только конкретному покупателю, есть целый мир посредников, трейдеров в Лондоне, Женеве, на других площадках, которые соревнуются друг с другом,
- вы говорите о стабильности и устойчивости, но «ровная линия» убивает бизнес трейдеров, потому что они работают на взлетах и подъемах.
Напомним, что потолок цен на перевозимую морем российскую нефть на уровне 60 долл. США/барр. был введен Коалицией по ограничению цен (G7, ЕС и еще ряд стран) 5 декабря 2022 г.
С 5 февраля 2023 г. действует потолок цен на нефтепродукты, который установлен отдельно для премиальных нефтепродуктов (100 долл. США/барр.) и нефтепродуктов, имеющих скидку к нефти (45 долл. США/барр.).
В обоих случаях потолок вводился синхронно с соответствующим эмбарго ЕС.
В качестве меры противодействия Россия запретила с 1 февраля поставлять нефть иностранным лицам, если в контрактах прямо или косвенно предусматривается использование механизма фиксации предельной цены.
Российские власти неоднократно говорила о том, что попытки установления потолка цен на ее нефть будут учитываться другими странами-производителями при формировании их политики, причем не только нефтедобывающими странами.
В октябре 2022 г. президент РФ В. Путин говорил, что установление ценового потолка на российскую или какую-либо другую нефть ухудшит инвестиционный климат в мировой энергетике, спровоцирует усиление глобального дефицита энергоресурсов и дальнейший рост их стоимости.
Также В. Путин предупредил об отсутствии гарантий того, что аналогичные потолки не будут установлены в других секторах экономики - в сельском хозяйстве, в производстве полупроводников, удобрений, в металлургии, причем не только в отношении России, но и любой другой страны мира.
Вице-премьер РФ А. Новак также говорил о риске тиражирования попыток установления потолков цен, что приводит к разрушению инвестиционного климата в цикличных индустриях и бьет по потребителям.
Эти риски нефтедобывающими странами осознаются.
Министр энергетики Саудовской Аравии А. бен Сальман в марте 2023 г. заявил, что королевство не будет продавать нефть странам, которые введут ограничение на цены на саудовские поставки.
2 апреля 2023 г. 8 стран ОПЕК+ объявили о добровольном дополнительном сокращении добычи нефти в мае-декабре 2023 г. в общем объеме 1,157 млн барр./сутки.
В т.ч. Саудовская Аравия приняла решение сократить добычу на 500 тыс. барр./сутки сверх своих обязательств в рамках ОПЕК+.
Россия тогда же продлила ранее объявленное сокращение добычи на 500 тыс. барр./сутки до конца 2023 г.
Таким образом, общая дополнительная добровольная корректировка добычи 9 странами ОПЕК+ составит 1,657 млн барр./сутки.
А. Новак тогда пояснял, что решение о добровольном сокращении добычи призвано обеспечить более стабильный и предсказуемый рынок в ситуации неопределенностей, связанных с волатильностью спроса, предложения и цен на нефть, снижением инвестиций в отрасль, а также с банковским кризис в Европе и США.
3 апреля 2023 г. Министерский мониторинговый комитет ОПЕК+ подтвердил текущие условия соглашения, предусматривающие сокращение добычи на 2 млн барр./сутки до конца 2023 г. по сравнению с базовым уровнем, за который был взят разрешенный уровень добычи в августе 2022 г.
Посол по особым поручениям МИД РФ Ю. Сентюрин охарактеризовал решение ОПЕК+ как вынужденные упреждающие меры, направленные на балансировку спроса и предложения, недопущение обвального падения цен и дестабилизации рынков.