Это следует из данных Flightradar24, на которые обратили внимание РИА Новости.
Это подтверждает версию американского журналиста, лауреата Пулитцеровской премии С. Херша о том, что диверсию на МГП Северный поток-1 и Северный поток-2 организовали власти США.
В статье, опубликованной в блоге на Substack 8 февраля 2023 г., С. Херш утверждает, что водолазы ВМС США летом 2022 г. установили под газопроводы взрывчатку, а спустя 3 месяца ее активировали норвежцы.
Согласно шведским и датским сейсмологам, информация от которых поступила на следующий день после инцидента 26 сентября 2022 г., первый взрыв на МГП Северный поток-1 возле о. Борнхольм произошел в 02:03 по летнему европейскому времени.
В архиве полетов на Flightradar24 нет данных о норвежском самолете, который мог сбросить буй, т.к. он, по всей видимости, выполнял полет с выключенным ответчиком.
Но на ресурсе сохранился трек полета американского самолета-разведчика P-8A Poseidon, который прибыл в район инцидента ровно через час после взрыва:
- самолет прилетел из Атлантики, после чего, пройдя над Данией, подлетел к о. Борнхольм,
- затем он заправлялся над Польшей от самолета-заправщика КС-135R,
- после этого вернулся к о .Борнхольм и примерно в 04:45 по летнему европейскому времени, сделал полный круг точно над районом взрыва, начав снижение,
- сделав разворот направо и уйдя в сторону от места происшествия, постепенно снизился с высоты в 7300 м до 2200 м, после чего пропал с радара, выключив транспондер.
Трек самолета P-8A Poseidon с Flightradar24 подтверждает версию С. Херша.
Самолет зафиксировал начавшийся выход потоков газа из разрушенного трубопровода и провел мониторинг района на предмет присутствия в нем кораблей и подводных лодок, которые могли стать свидетелями произошедшего.
По мнению военного эксперта, главреда журнала Национальная оборона И. Коротченко, учитывая, что маршрут полета P-8A Poseidon был рассчитан с дозаправкой над Польшей и требовал синхронизации всех этих моментов, можно утверждать, что его прибытие сразу же после совершения теракта, говорит о запланированном заранее полете.
Напомним, что версия взрывов на МГП Северный поток-1 и Северный поток-2, изложенная С. Хершем, заключается в следующем:
- решение провести диверсию на Северных потоках президент США Д. Байден принял после длившихся более 9 месяцев совершенно секретных обсуждений в кулуарах американских ведомств национальной безопасности,
- администрация Д. Байдена всеми силами старалась избежать утечек информации во время планирования и подготовки операции в 2021 и в начале 2022 г.,
- план взрыва подводных ниток газопроводов системы Северный поток разработала рабочая группа ЦРУ,
- в июне 2022 г. боевые пловцы ВМС США, действуя под прикрытием учений НАТО Baltops 22, установили кумулятивные заряды C-4 с дистанционным управлением,
- активировать заряды должен был гидроакустический буй, который издаст уникальную последовательность низкочастотных тональных звуков, этот сигнал должен был распознать таймер, чтобы инициировать взрыв,
- 26 сентября 2022 г. разведывательный самолет P8 ВМФ Норвегии сбросил гидроакустический буй,
- сигнал распространился под водой - сначала на Северный поток-2, а затем и на Северный поток-1,
- через несколько часов сработала мощная взрывчатка С-4, и 3 из 4 ниток системы МГП Северный поток оказались выведены из строя.
США и Норвегия отреагировали на обвинения в причастности к диверсии на Северных потоках.
Белый дом заявил, что сообщения о причастности США к взрывам на Северных потоках - ложные и полностью выдуманные, ЦРУ назвало публикацию полностью и целиком ложной.
МИД Норвегии также сообщил, что выдвинутые обвинения являются чушью.
В свою очередь, Россия изначально указывала на причастность США и их союзников к взрывам на Северных потоках.
Тем более, что это не первый инцидент с взрывными устройствами на газопроводах.
В октябре 2022 г. официальный представитель Газпрома С. Куприянов напомнил об истории 2015 г., когда на МГП Северный поток-1 в водах Швеции в районе о. Готланд был обнаружен натовский подводный уничтожитель мин «Морская лиса».
Тогда взрывное устройство извлекли и обезвредили шведские вооруженные силы, а в НАТО позже заявили, что подводный взрыватель потерялся на учениях.
В сентябре 2022 г. президент РФ В. Путин заявил, что англосаксам мало санкций и они перешли к диверсиям, организовав взрывы на Северных потоках.
Минобороны РФ в конце октября заявило о наличии информации об участии ВМС Великобритании в планировании, обеспечении и реализации подрыва МГП Северный поток-1 и Северный поток-2.
В начале ноября 2022 г. разразился скандал с SMS занимавшей на момент взрывов пост премьер-министра Великобритании Л. Трасс госсекретарю США Э. Блинкену о том, что «все сделано», отправленном сразу же после взрывов.
Комментируя расследование С. Херша, пресс-секретарь президента Д. Песков отметил, что журналистское расследование нельзя принимать за первоисточник, некоторые моменты можно оспаривать, некоторые моменты нуждаются в доказательствах.
Однако статья не получила широкого распространения в западных СМИ, хотя материал должен был бы ускорить международное расследование, но наоборот, происходят попытки его молчаливого сворачивания.
26 сентября 2022 г. было зафиксировано резкое падение давления в обеих нитках МГП Северный поток-1, а также в одной из ниток (Line A) МГП Северный поток-2.
В исключительных экономических зонах (ИЭЗ) Швеции и Дании в районе о. Борнхольм были обнаружены 4 утечки газа.
3 точки утечки были зафиксированы к северо-востоку от о. Борнхольм, в районе, где нитки МГП Северный поток-1 и Северный поток-2 проходят близко друг к другу.
Одна из них находилась в ИЭЗ Дании, ее источником стала 2я нитка МГП Северный поток-1, еще 2 в ИЭЗ Швеции - из 1й нитки МГП Северный поток-1 и одной из ниток МГП Северный поток-2.
4я точка утечки расположена в 80 км от этих 3 точек, к юго-востоку от о. Борнхольм, в ИЭЗ Дании, практически на границе с территориальными водами, в этом районе проходит только МГП Северный поток-2.
Позже шведские сейсмологи уточнили, что зарегистрировали 2 взрыва, произошедших на трассах Северных потоков.
Nord Stream AG, оператор МГП Северный поток-1 провела обследование места аварии в ИЭЗ Швеции, а позднее, получив разрешение от местных властей, и в ИЭЗ Дании.
Осмотр места аварии 1й нитки МГП Северный поток-1 в ИЭЗ Швеции показал наличие на морском дне кратеров техногенного характера глубиной от 3 до 5 м на расстоянии около 248 м друг от друга.
Участок трубы между кратерами полностью разрушен, радиус разброса фрагментов трубы составляет не менее 250 м.