Об этом МИД РФ заявил 14 марта 2022 г.
11 марта 2022 г. в переговорах по восстановлению СВПД, проходящих в г. Вена, была объявлена пауза, делегации вернулись в столицы для консультаций.
По сообщению МИД РФ:
- работа по некоторым аспектам будущей договоренности по восстановлению СВПД продолжается,
- в текст еще вносятся корректировки по остающимся между США и Ираном вопросам,
- ряду участников переговоров также предстоит принять политические решения относительно одобрения итогового текста договоренности,
- переговоры продвигаются в обычном режиме,
- ни о какой искусственной задержке процесса речи не идет.
Переговоры по восстановлению СВПД ведутся уже более года.
Избранный президентом США Д. Байден еще до своей инаугурации, в декабре 2020 г., подтвердил, что намерен работать над возвращением США в состав участников СВПД, из которого страну вывел предыдущий президент Д. Трамп, введя санкции против Ирана, ограничивающие экспорт нефти.
С тех пор прошло уже 7 раундов безрезультатных переговоров в г. Вена, 8 февраля 2022 г. после перерыва возобновился 8й раунд переговоров.
Цель переговоров - восстановление СВПД в первоначальном виде и возвращение США в это многостороннее соглашение.
Работа ведется как в рамках Совместной комиссии Ирана и 5 стран-участниц (Россия, Великобритания, Германия, Китай и Франция), так и в формате отдельных консультаций с США без участия Ирана, который пока не готов к официальным прямым переговорам с США.
Еще в конце февраля 2022 г. ожидалось, что договоренности будут вот-вот достигнуты и 8й раунд переговоров может стать последним.
Однако в конце февраля в переговоры вмешалось то, что участники переговоров называют «внешними обстоятельствами».
Речь идет о начавшейся на Украине российской спецоперации и последовавшими за этими санкциями Запада.
Западные страны, ведущие переговоры о возобновлении СВПД, упрекают Россию в постоянном выдвижении дополнительных требования, которые застопорили переговоры.
Глава МИД РФ С. Лавров 5 марта 2022 г. по итогам переговоров с главой МИД Кыргызстана Р. Казакбаевым заявил, что Россия запрашивает у США гарантии как минимум на уровне госсекретаря, что введение антироссийских санкций США не будет ущемлять права России по свободному и полноценному торгово-экономическому, инвестиционному, военно-техническому взаимодействию с Ираном, восстанавливаемому в рамках СВПД.
Такие гарантии США давать не хотят и обвиняют Россию в искусственной задержке переговорного процесса, к этим обвинениям охотно присоединяются и участники евротройки (Франция, Германия и Великобритания).
11 марта 2022 г. представитель Госдепа США Н. Прайс заявил, что новые санкции в отношении России никак не связаны с СВПД и не должны иметь никакого влияния на его возможную реализацию.
Н. Прайс повторил, что США не собираются предлагать России ничего нового и конкретного в связи с этими санкциями, но ничего такого и не нужно.
13 марта The Washington Post написала, что США может попробовать заключить альтернативное соглашение, аналогичное СВПД, но без России.
По данным издания, у России есть неделя, чтобы отозвать свой запрос о письменных гарантиях, освобождающих Россию от любых санкций, которые будут ограничивать будущую торговлю РФ с Ираном, чтобы не препятствовать достижению соглашения.
Великобритания, Германия и Франция, согласно распространенному 12 марта МИД Великобритании заявлению, разочарованы перерывом в переговорах, поскольку «честная и всеобъемлющая сделка готова для заключения».
При этом евротройка заявляет, что никто не должен пытаться использовать переговоры по СВПД, чтобы получить гарантии, которые не касаются СВПД, поскольку это ставит под угрозу всю сделку и лишает иранцев возможности отмены санкций, а международное сообщество - необходимых гарантий по ядерной программе Ирана.
Хотя, в первую очередь, евртройку и США интересует не гарантии по ядерной программе Ирана, а поставки иранской нефти на рынок.
Иранская нефть может заместить поставки российской нефти в США, которые 8 марта объявили об эмбарго на поставки российской нефти, и Европу, поставки в которую ограничиваются компаниями под давлением нагнетаемого политиками общественного мнения.
Тем более что Иран, в отличие от Венесуэлы, сумел избежать масштабного провала в нефтяном секторе и имеет возможности для наращивания добычи.
В январе 2022 г. Иран добывал 2,503 млн барр./сутки и в случае снятия санкций страна может оперативно увеличить добычу до 3,8 млн барр./сутки.
Кроме того, в хранилищах Ирана накоплено 80 млн барр. нефти, которая может быть выведена на рынок в ближайшее время после снятия санкций в случае успеха переговоров по восстановлению СВПД.
Иран положение дел сильно раздражает, причем сложившуюся ситуацию Иран, в первую очередь, связывает с действиями США.
Секретарь Высшего совета национальной безопасности Ирана А. Шамхани 10 марта заявил, что переговоры осложняются из-за отсутствия политического решения со стороны США.
По мнению А. Шамхани, подход США к принципиальным предложениям Ирана, внесение неприемлемых предложений и выдвижение ложных отговорок показывают, что у США нет желания достигать прочного и приемлемого для сторон соглашения.
В тот же день глава МИД Ирана Х. Амир Абдоллахиян в ходе телефонного разговора с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Ж. Боррелем проинформировал, что США выдвинули несколько неприемлемых условий по СВПД.
По словам Х. Абдоллахияна, некоторые новые предложения США не имеют никакого логического обоснования и противоречат заявлениям этой страны о намерении достигнуть соглашения в кратчайшие сроки.
Выдвижение новых противоречивых условий дипломат связал с ростом общественного давления, отметив, что Иран также сталкивается с проблемами общественного давления, но максималистские устремления США не должны оказывать воздействия на решение основных вопросов и отмену санкций.
В настоящее время стороны переговоров ведут консультации внутри своих стран и между собой на уровне глав МИД.
15 марта 2022 г. Х. Абдоллахиян приедет с официальным визитом в г. Москва, чтобы провести консультации по вопросу восстановления СВПД.
Официальный представитель МИД Ирана С. Хатибзаде 14 марта 2022 г. заявил, что запрос России о получении гарантий соблюдения своих интересов должен быть рассмотрен на Совместной комиссии в г. Вена.
Таким образом Иран дает понять, что не настроен идти на сепаратные договоренности с США и евротройкой для снятия с себя санкций, по крайней мере пока.
Также С. Хатибзаде отметил, что подход России и Китая до сегодняшнего дня был конструктивным, и их позиция наиболее близка к Ирану среди участников Совместной комиссии.
Китай, в свою очередь, придерживается вектора на учет текущих реалий и интересов всех сторон.
Китайский представитель на переговорах, поспред КНР при Отделении ООН и других международных организациях в г. Вена Ван Цюнь заявил, что переговоры ведутся не в вакууме, а в политической реальности.
Китайская сторона считает, что требования и озабоченности всех заинтересованных сторон должны быть учтены, а политический диалог и переговоры являются единственным решением.
В связи с этим Китай призывает все стороны активизировать дипломатические усилия в межпереговорный период и устранить различные препятствия для окончательного достижения соглашения о возвращении к соблюдению СВПД путем диалога и переговоров.