План был анонсирован 1 марта 2022 г. на внеочередной встрече министров МЭА, прошедшей под председательством главы Минэнерго США Д. Грэнхолм и при поддержке Еврокомиссии (ЕК).
Тогда совет управляющих МЭА:
- принял решение о выводе на рынок 60 млн барр. нефти из стратегических резервов, чтобы сдержать рост цен на нефть, спровоцированный введением санкций Запада против России из-за ситуации на Украине;
- пообещал опубликовать план из 10 пунктов, которые помогут европейским странам уменьшить свою зависимость от поставок российского газа к зиме 2022-2023 гг.
- около 140 млрд м3/год трубопроводного газа (в среднем более 380 млн м3/сутки);
- около 15 млрд м3/год - сжиженного природного газа (СПГ);
- общий объем импорта российского газа - 155 млрд м3/год (около 45% импорта газа ЕС и почти 40% от общего потребления газа).
10 пунктов плана МЭА
10 пунктов плана МЭА разбито на 3 блока: поставки газа, энергетический сектор и конечное потребление, а 10й пункт является сквозным для этих блоков.Поставки газа
1. Никаких новых контрактов на поставку газа с Россией:- срок действия контрактов на импорт газа с Газпромом, охватывающих более 15 млрд м3/год газа, истекает к концу 2022 г., что составляет около 12% поставок газа компании в ЕС в 2021 г.,
- к концу 10-летия истекают контракты с Газпромом охватывающие около 40 млрд м3/год газа,
- это дает ЕС краткосрочное окно возможностей для диверсификации своих поставок газа и контрактов в сторону других источников, используя возможности импорта, предоставляемые его крупной инфраструктурой СПГ и газопроводов.
- объемы газа собственной добычи ЕС и импорт трубопроводного газа альтернативных поставщиков (в т.ч. из Азербайджана и Норвегии) могут увеличиться в течение 2023 г. на 10 млрд м3/год по сравнению с 2021 г. (МЭА оговаривается, что эта оценка основана на предположениях:
- о более высоком использовании импортных мощностей,
- менее тяжелом летнем графике техобслуживания,
- пересмотре квот/ограничений на добычу в сторону повышения),
- ЕС имеет больший краткосрочный потенциал для наращивания импорта СПГ за счет свободных регазификационных мощностей (здесь опять-таки оговорочки:
- важно наличие дополнительных грузов, особенно тех, которые допускают свободу в отношении порта поставки,
- важна ценовая конкуренция с другими импортерами, особенно в Азии),
- это теоретическое предположение о том, что ЕС может увеличить импорт СПГ на 60 млрд м3/год по сравнению со средним уровнем в 2021 г.
- но, исходя из текущих форвардных цен и баланса спроса и предложения СПГ, ЕС может увеличить импорт СПГ на 20 млрд м3/год в течение 2023 г.,
- существует ограниченный потенциал для расширения поставок биогаза и биометана в краткосрочной перспективе из-за сроков реализации новых проектов,
- биогаз и биометан открывает потенциал для роста объемов газа собственного производства в ЕС,
- есть ограниченный потенциал для роста объемов низкоуглеродного водорода собственного производства в ЕС с помощью электролиза, что обеспечит достижение целей ЕС по сокращению выбросов на 2030 и 2050 гг.,
- за счет биотоплива и водорода ЕС может получить около 30 млрд м3/год дополнительных поставок газа из нероссийских источников.
- по опыту последних лет, к 1 октября каждого года уровень заполненности подземных хранилищ газа (ПХГ) должен составлять не менее 90% для обеспечения адекватного буфера для европейского рынка газа в течение отопительного сезона,
- учитывая истощенность ПХГ на текущий момент, закачка газа в 2022 г. должна быть примерно на 18 млрд м3/год выше, чем в 2021 г.
- региональная координация уровней хранения газа и доступа может стать важным элементом солидарности между государствами - членами ЕС и укрепить их безопасность поставок газа в преддверии следующего зимнего сезона,
- это повысит устойчивость системы газоснабжения, хотя более высокие требования к закачке для пополнения ПХГ в 2022 г. увеличат спрос на газ и повысят цены на газ.
Энергетический сектор
4. Ускоренное развертывание новых ветряных и солнечных электростанций (ВЭС и СЭС):- в 2022 г. ожидается, что рекордное увеличение мощностей ВЭС и СЭС в совокупности с возвращением к средним погодным условиям, увеличат объем генерации электроэнергии из возобновляемых источников (ВИЭ) в ЕС более чем на 100 ТВт*ч/год,
- согласованные политические усилия по ускорению дальнейшего расширения ВИЭ могут обеспечить еще 20 ТВт*ч/год в течение следующего года,
- это даст дополнительные 35 ТВт*ч генерации от новых проектов ВИЭ в течение следующего года, сверх уже ожидаемого роста от этих источников, что эквивалентно снижению потребления газа на 6 млрд м3/год.
Дополнительные 70 ТВт*ч/год выработки электроэнергии из подобных источников позволит сократить использования газа для генерации электроэнергии на 13 млрд м3/год.
6. Принятие краткосрочных мер по защите уязвимых потребителей электроэнергии от высоких цен.
Выделить до 200 млрд евро для смягчения воздействия на уязвимые группы населения.
Это позволит снизить расходы потребителей на электроэнергию, даже когда цены на природный газ остаются высокими.
Конечное потребление
7. Ускоренное замещение газовых котлов тепловыми насосами.8. Повышение энергоэффективности зданий и промышленности.
Ожидается, что реализация каждого из этих 2 пунктов даст сокращение потребления газа на 2 млрд м3/год. Итого, еще 4 млрд м3/год.
9. Корректировка управления отоплением в сторону снижения температуры в отапливаемых газом зданиях.
Ожидается, что снижение уровня отопления зданий на 1оC снизит спрос на газ примерно на 10 млрд м3/год.
Гибкость энергосистемы
10. Активизация усилий по диверсификации и декарбонизации источников энергии и повышению гибкости энергосистемы.МЭА предлагает ЕС расширить набор инструментов, обеспечивающих гибкость работы энергосистемы, в частности, прохождение пикового спроса на электроэнергию.
Для ЕС в настоящее время именно газ обеспечивает эту гибкость.
Вместо этого предлагается сформировать портфель вариантов, включающий:
- инновационные системы хранения энергии (долго- и краткосрочного),
- низкоуглеродные газы, включая биометан, водород и синтетический метан.
Радикальная альтернатива
В конце списка предлагается пойти на значительный компромисс с собственной климатической политикой ЕС:- отказ ЕС от использования газа в энергетическом секторе за счет увеличения спроса на уголь и другие альтернативные виды топлива, в первую очередь, нефтепродукты;
- временный переход от газа к угольной или нефтяной генерации относительно быстро может снизить спрос на газ в энергетике примерно на 28 млрд м3/год:
- рост потребления угля - 22 млрд м3/год газа,
- переход на нефтепродукты - на 6 млрд м3/год газа.
Зато его реализация привела бы к общему сокращению импорта ЕС газа из России более чем на 80 млрд м3/год, т.е. более чем на 50%, при этом все еще приводя к скромному, но все-таки снижению общих выбросов.
Результат от внедрения плана МЭА
Экономика в мире взаимосвязана, поэтому любое действие имеет последствия, как в законе сообщающихся сосудов.- по пункту 1:
- 15 млрд м3/год газа, контракт на которые истекает к концу 2022 г, вполне могут быть использованы для догазификации регионов России, столь своевременно объявленной властями,
- к концу 10-летия будет введен в эксплуатацию магистральный газопровод (МГП) Сила Сибири 2 (Западный маршрут), который позволит переориентировать поставки природного газа Западной Сибири в Китай и Монголию;
- полностью отказаться от российского сетевого газа ЕС будет невозможно из-за малого роста объемов газа собственной добычи и мощности МГП TANAP из Азербайджана;
- по пункту 2:
- учитывая рост потребления газа, особенно в Китае, на фоне ограниченно растущих мощностей по производству СПГ, можно утверждать, рост поставок СПГ в ЕС будет сопровождаться ростом цен на газ на мировом рынке и ростом энтропии на рынке, что будет пагубно для мировой экономики;
- водород и биотопливо - это прикольно, но не в краткосрочной перспективе;
- пункт 3 хорош, когда нет дефицита газа, иначе он теряет смысл, как в 2021 г;
- по пп 4,5 - абсолютно правильное решение с точки зрения климатической повестки:
- но это не решит проблемы зависимости от российского газа,
- и как заставить Германию вернуться в лоно атомной энергетики?
- по пункту 6 - абсолютно правильное решение - гражданам нужно помогать независимо от ошибочности решений;
- по пп. 7,8 - технически грамотные, но маловыполнимые в масштабах континента решения- шило на мыло;
- по пункту 9 - это нетрадиционное решение, которое сложно комментировать. Нельзя исключать, в этом случае, роста экспорта из России валенок, шапок-ушанок и телогреек.
Общий итог
- для России план МЭА угрозы не представляет;
- для ЕС план МЭА в большей степени иррационален и несет угрозы:
- дефицита энергоресурсов, а там и до бойента недалеко,
- роста напряженности в обществе и между странами ЕС,
- снижает статус ЕС, как лидера энергоперехода.