Российскую сторону представило Министерство иностранных дел, а Германию - Министерство экономики и защиты климата, в которое после формирования новой правящей коалиции было переформировано Министерство экономики и энергетики.
Дискуссия прошла заочно, на различным медиа-площадках, его основным вопросом стал магистральный газопровод (МГП) Северный поток 2, а фоном - рекордный рост цен на газ в Европе.
Р. Хабек: не нужно быль наивными
Глава Минэкономики ФРГ Р. Хабек в интервью радиостанции DLF 2 марта 2022 г. сообщил, что Германия не должна плотно сотрудничать с США в энергетическом секторе.По поводу реанимируемых Германией проектов строительства приемных терминалов сжиженного природного газа (СПГ) министр сообщил, что переговоров о поставках СПГ с американскими компаниями нет.
Р. Хабек призвал Германию не быть наивной, но одновременно высказал мнение, что американцы должны помочь Европе.
Тезисы от Р. Хабека:
- мы делаем приготовления на худший случай, но он пока не наступил, потому что россияне продолжают поставки сырья по всему миру,
- мы готовы к этому (на вопрос о том, что будет делать Германия, если российская сторона прекратит поставки газа),
- предприятия, которые хотят участвовать в запланированном терминале по приему СПГ, не ориентируются, на американский газ, добытый методом фрекинга,
- они могут свободно покупать газ на мировом рынке, там, где они хотят,
- предварительные обсуждения о поставках, о которых мне известно, проведены не с американскими компаниями,
- давления (со стороны США - прим. ред.) тут нет,
- совершенно не должна (на вопрос о том, как плотно Германия должна работать с США в энергетическом секторе),
- конечно, у США есть собственные интересы, не нужно быть наивными,
- в тех сферах, которые находятся в моей компетенции, в торговой и энергетической политики у США есть выраженные собственные интересы, есть выраженная тенденция к политике покупай американское, т.е. к торговле в пользу собственной продукции, протекционизму,
- это не тот политически-экономический порядок, к которому мы стремимся,
- однако мы имеем общие ценности, и американцы должны помочь Европе в этой ситуации.
Выступление Р. Хабека в очередной раз оказалось внутренне противоречивым, что обусловлено общей дезориентированностью в ситуации кризиса.
27 февраля 2022 г. Р. Хабек, выступая на экстренном заседании бундестага, заявил, что Германия приняла решение оперативно построить 2 терминала по приему СПГ в Брунсбюттеле и Вильгельмсхафене.
Оба проекта были приостановлены или переформатированы, но сейчас Германия хочет их очень быстро реанимировать, причем договоренностей с американскими производителями СПГ у Германии нет.
Между тем, именно продвижение американского СПГ на немецкий рынок активно продвигал во времена своего президентства Д. Трамп, в т.ч. задержав завершение строительства МГП Северный поток 2 путем санкций.
Есть нюансы - сроки завершения строительства терминалов и будущие поставщики неясны, а их общая мощность составляет 18 млрд м3/год (для сравнения: в 2021 г. Россия поставила в Германию 50,7 млрд м3 газа, мощность МГП Северный поток 2 - 55 млрд м3/год газа).
С. Лавров: Европа занимает подчиненное место
Глава МИД РФ С. Лавров 2 марта 2022 г. дал интервью телеканалу Al Jazeera, в котором также остановился на несамостоятельности Германии, что подтвердила ситуация МГП Северный поток 2.Тезисы от С. Лаврова:
- мы были готовы ко всему,
- я не сомневался, что ЕС и, понятно, НАТО послушно последуют за Соединенными Штатами,
- особенно когда прояснилась судьба Северного потока 2,
- Северный поток 2 уже сыграл свою роль в истории, потому что четко показал то место, которое Европа, включая Германию, реально занимает на мировой арене, - абсолютно подчиненное и несамостоятельное место.
Подробный комментарий по поводу ситуации вокруг МГП Северный поток 2 дала официальный представитель МИД РФ М. Захарова, который МИД распространил 2 марта 2022 г.
Тезисы от МИД РФ:
- считаем неприемлемым и недостойным с точки зрения норм международного коммерческого права решение германских властей о прекращении процесса сертификации газопровода Северный поток 2,
- полагаем, что имеем дело с классическим прецедентом использования коммерческого проекта в качестве политического оружия против нас, в чем так любит обвинять Москву коллективный Запад в целом и официальный Берлин в частности,
- упомянутое указание германскому регулятору дано по линии профильного министерства экономики и защиты климата ФРГ, в котором еще недавно говорили о проекте как о чисто экономической инициативе частных инвесторов,
- да и сам канцлер Германии О. Шольц, по прямому указанию которого предприняты упомянутые действия, убежденно заверял ранее, что процесс сертификации СП-2 носит исключительно нормативный характер и никак не может быть связан с политической конъюнктурой,
- как теперь становится очевидно, власти ФРГ проявляли непоследовательность и, оказавшись под давлением, поддались соблазну использовать проект в качестве рычага давления на Россию, демонстрируя тем самым неспособность к разделению политики и экономики,
- в действительности же реализация проекта сдерживалась то распространением на него обновленной постфактум газовой директивы ЕС, то приостановкой сертификации,
- введенный 22 февраля прямой запрет по политическим мотивам на сертификацию Северного потока 2 - логическая кульминация упомянутой доктрины приоритета политики над экономикой в контексте его реализации,
- пи этом в Берлине цинично воспользовались недостойным трюкачеством в виде отзыва - опять же постфактум - заключения упомянутого министерства об отсутствии угроз энергобезопасности ФРГ в связи со строительством газопровода, оформленного в октябре 2021 г. еще при прежнем правительстве Германии,
- решение Берлина об остановке проекта обернется необратимым ущербом для российско-германских отношений, которые и так являются в последние годы не по нашей вине далеко не безоблачными,
- ответственность за последствия этих нелегитимных действий, ставящих под вопрос репутацию ФРГ как надежного внешнеэкономического партнера, лежит полностью на германской стороне,
- у инвесторов проекта в этой связи возникает неотъемлемое право на подачу исков против официального Берлина в международные арбитражные инстанции на предмет получения компенсации.