Об этом в ходе брифинга 4 октября 2021 г. заявил глава пресс-службы Госдепа США Н. Прайс, комментируя сообщение Nord Stream 2 о начале заполнения газом 1й нитки МГП Северный поток-2.
Тезисы от Н. Прайса:
- что касается Северного потока-2, то у нас нет конкретного ответа на это объявление,
- политика США предельно ясна, в т.ч. относительно совместного заявления с Германией,
- США продолжат выступать против этого газопровода,
- Северный поток-2 это геополитический проект России,
- США продолжат применять закон в отношении МГП Северный поток-2.
США начали давление на проект МГП Северный поток-2 с момента начала его реализации, называя его геополитическим и дающим России инструменты давления на европейских союзников США.
Параллельно президент США Д. Трамп активно продвигал на европейский рынок американский сжиженный природный газ (СПГ), который властями США позиционировался как «молекулы свободы».
На практике санкции США выразились в 2 законах - О противодействии противникам Америки посредством санкций (Countering America's Adversaries Through Sanctions Act, CAATSA, принят в 2017 г.) и О защите энергетической безопасности Европы (Protecting European Energy Security Act, PEESA, принят как часть оборонного бюджета США в декабре 2019 г. и расширен в январе 2021 г.).
При этом сами санкции долгое время не вводились, поскольку хватало лишь угрозы для приостановки строительства МГП Северный поток-2 швейцарской Allseas.
Впервые санкции были применены спустя 2 месяца, после того, как строительство МГП Северный поток-2 возобновилось в декабре 2020 г. силами российских трубоукладчиков.
Санкции против ключевого трубоукладчика, ведущего строительство МГП Северный поток-2, были введены лишь 19 января 2021 г. администрацией Д. Трампа за день до инаугурации нового президента, демократа Д. Байдена.
В результате к администрации Д. Байдена перешел целый букет проблем, начиная от необходимости восстановления отношений с Германией, подорванных политикой Д. Трампа «Америка прежде всего» до яростного противостояния с республиканцами в Сенате Конгресса США.
На это накладывается и климатическая политика Д. Байдена, которая исключает поддержку проектов по добыче, переработке и транспортировке углеводородов.
Тем более, что пандемия коронавирусной инфекции и кризис на энергетических рынках затормозила реализацию СПГ-проектов в США, что вынудило даже очень лояльных клиентов искать альтернативных поставщиков.
Результатом стала очень странная ситуация:
- Д. Байден и его администрация последовательно называют МГП Северный поток-2«плохой сделкой»,
- США ввели санкции против практически всех судов флота достройки МГП Северный поток-2 и их судовладельцев (санкционные списки, кстати, тоже несколько странные),
- Nord Stream 2 и ее руководство санкции не затронули, равно как инвесторов и будущих покупателей газа из МГП Северный поток-2 (правда их еще надо было бы как-то определить),
- США и Германия сделали совместное заявление в котором говорилось о том, что Германия будет соблюдать правила 3го энергопакета ЕС в отношении Северного потока-2 и способствовать продлению транзита российского газа через Украину (это важно, но главное все-таки в том, что США в принципе подписали документ, в котором обсуждается ситуация после запуска газопровода).
Новое заявление Н. Прайса укладывается в данную схему.
После завершения строительства МГП Северный поток-2 и соглашения с Германией республиканцы в Сенате резко активизировались, что угрожает нормальному функционированию администрации.
По сообщению New York Times, сенатор-республиканец Т. Круз, ключевой архитектор санкций против МГП Северный поток-2, провоцирует кадровый кризис, препятствуя утверждению десятков кандидатур в Госдепе США, включая 59 послов, тем самым пытаясь подтолкнуть администрацию США к более решительным действиям против газопровода.
Не имея возможности напрямую заблокировать назначения, Т. Круз создает ситуацию, когда в отсутствие единодушного согласия Сенату приходится тратить на обсуждение кандидатур многие часы.
Между тем, Палата представителей Конгресса США включила в проект оборонного бюджета на 2022 г. пункт, обязывающий президента ввести санкции против всех без исключения физических и юридических лиц, которые принимают участие в строительстве или обеспечении работы МГП Северный поток-2.
Утвержденный конгрессменами документ будет рассматриваться в Сенате, а затем его должен будет подписать президент.
Напомним, что строительство МГП Северный поток-2 по одной нитке завершилось 10 июня 2021 г., по другой - 10 сентября 2021 г.
4 октября 2021 г. Nord Stream 2 сообщила о начале процедуры по заполнению газом 1й нитки МГП Северный поток-2.
Это стало возможно после того как Датское энергетическое агентство (ДЭА) сообщило о том, что оператор выполнил все условия для ввода газопровода в эксплуатацию.
Если ориентироваться на МГП Северный поток, то между началом заполнения нитки газом и ее вводом в эксплуатацию может пройти порядка 2 месяцев.