Об этом глава Минэнерго США Д. Грэнхолм заявила 27 мая 2021 г. в ходе слушаний в комитете Палаты представителей Конгресса США по науке, космосу и технологиям.
Тезисы Д. Грэнхолм:
- лично она не поддерживает решение администрации президента США Д. Байдена не вводить санкции в отношении Nord Stream 2 AG - компании-оператора МГП Северный поток-2;
- Минэнерго не участвовало в консультациях по ограничительным мерам в отношении проекта;
- да, есть геополитические вопросы, связанные с Россией;
- еще 1 из причин, по которым Минэнерго США считает МГП Северный поток-2 очень опасным: по нему транспортируется самая грязная форма природного газа на Земле, без каких-либо гарантий по выбросам метана;
- вопрос о санкциях против МГП Северный поток-2 должен был возникнуть раньше, а не тогда, когда газопровод практически достроен.
Причем от санкций против Nord Stream 2 AG и ее топ-менеджеров, включая исполнительного директора М. Варинга, глава Госдепа США Э. Блинкен решил отказаться, чтобы не портить отношения с Европой.
Позже Д. Байден трагично заявил, что строительство МГП Северный поток-2 почти завершено, и введение новых санкций было бы непродуктивным .
Заявления Д. Грэнхолм нужно понять и простить.
Энергичная женщина, политолог по образованию, может просто не понимать специфику транспортировки СПГ и перекачки сетевого газа.
Для специалистов ее неграмотность очевидна и не требует реакции.
Но среди российских политологов тема вызвала интарес.
Отметился сенатор А. Пушков, который высказал сомнение в компетентности министра энергетики США и напомнил лозунг под которым США продвигали свой сжиженный природный газ (СПГ) в Европе во времена президентства Д. Трампа - СПГ нес «молекулы свободы», несущие независимость от российского газа.
Европейские покупатели газа, в первую очередь Германия, прагматичны:
- в период сильных холодов в начале 2021 г. поставки российского газа по долгосрочным контрактам обеспечили стабильное теплоснабжение в Европе,
- американские производители СПГ предпочли направлять все доступные объемы СПГ на более премиальный азиатский спотовый рынок.
Данные, на которых Д. Грэнхолм базирует свои оценки о «самой грязной форме природного газа на Земле», хотелось бы увидеть.
Не исключено, что речь идет о данных некой консалтинговой компании Kayrros, которая на основании данных спутникового мониторинга летом 2020 г. сообщала об утечке газа из трубопровода на п-ве Ямал, но конкретики по данному инциденту нет.
Выбросы метана в атмосферу при транспортировке газа по современным трубопроводам минимальны.
Экологические недостатки американского СПГ:
- проблема отпарного газа, образующегося при хранении и транспортировке СПГ, которой озабочены все производители СПГ;
- поступающий на сжижение газ добывается на низкопроницаемых сланцевых месторождениях с применением технологии гидроразрыва пласта (ГРП, фрекинга), которая также вызывает нарекания у экологов.
В апреле 2021 г. в ходе Дня инвестора зампред правления Газпрома О. Аксютин образно сопоставил размер углеродного следа от поставок трубопроводного газа из России - с длиной следа человека, СПГ из Катара и Алжира - слона, а СПГ из США - не дошедшего до наших дней динозавра.
Если в цифрах, то углеродный след от поставок газа в Европу по МГП Северный поток составляет 6,3 г СО2-эквивалента на 1 МДж, тогда как у СПГ из США - 23,8 г.
В 2020 г. Газпром сократил выбросы парниковых газов почти на 15%, загрязняющих веществ - на 17%, а метана - на 21%.