Об этом Э. Джахангири заявил на совместной пресс-конференции с прибывшим в г. Тегеран премьер-министром Южной Кореи Ч. Гюном.
Ч. Гюн стал 1м премьер-министром Южной Кореи, посетившим Иран за более чем 40 лет.
Тезисы Э. Джахангири:
- мера, принятая южнокорейскими банками для блокировки валютных активов Ирана, испортила имидж Южной Кореи среди иранского народа;
- мы хотим, чтобы правительство Южной Кореи разблокировало активы Ирана в кратчайшие сроки и компенсировало проблемы, которые оно вызвало в последние годы;
- к сожалению, в течение последних 3 лет Южная Корея последовала их примеру, введя незаконные санкции США против Ирана, которые лишены какой-либо международной легитимности, в результате чего отношения между двумя странами зашли в тупик;
- ухудшение отношений между Ираном и Южной Кореей произошло в то время, когда не было международных санкций, в т. ч. санкций ООН, против Ирана;
- действия южнокорейских банков по блокированию иностранных ресурсов Ирана произошли в то время, когда иранский народ остро нуждается в них из-за пандемии коронавируса и ее экономических последствий и последствий для здоровья. Эта мера корейцев лишила иранское правительство основных валютных ресурсов, необходимых для закупки медицинского оборудования, лекарств и других товаров первой необходимости для страны;
- надеюсь, что Южная Корея предпримет надлежащие шаги для улучшения своего положения в Иране. Правительство Ирана готово помочь южнокорейское стороне исправить свои прошлые ошибки, если оно предпримет эффективные и ощутимые шаги в этом направлении.
Южная Корея увеличит отправку гуманитарной помощи, включая медикаменты и медицинское оборудование, в Иран через рабочую группу 2х стран, выразив надежду, что это будет полезно для иранского народа.
Страны также возобновят академическую программу по обмену медицинскими экспертами и проведут курсы профессиональной подготовки, которые ранее играли ведущую роль в укреплении отношений между 2мя странами.
Стороны будут прилагать усилия по укреплению сотрудничества более быстрыми темпами параллельно с усилиями по возрождению Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД).
В последние месяцы, после избрания президентом США Д. Байден, власти Ирана заметно активизировались в вопросе возвращения замороженных корейскими банками средств за осуществленные ранее поставки нефти.
Всего в южнокорейских банках в связи с антииранскими санкциями США, введенными в 2018 г., заморожено порядка 7 млрд долл. США.
Иран потребовал свои деньги еще 2019 г.
Однако власти Южной Кореи недвусмысленно заявили, что предпримут шаги по переводу своих платежей за поставки иранской нефти только в полном сотрудничестве со Штатами.
Что фактически означало, что платежи поступят в адрес Ирана лишь после того, как США снимут санкции.
В феврале 2021 г. глава ЦБ Ирана А. Хеммати после встречи с послом Южной Кореи заявил, что стороны договорились о передаче заблокированных активов Ирана.
Реакция США не заставила себя долго ждать, 19 марта 2021 г. госсекретарь США Э. Блинкен заявил, что США намерены пойти на смягчение санкций в отношении Ирана только после его возвращения к Совместному всеобъемлющему плану действий (СВПД) и до этого момента никаких послаблений не будет.
Автор: Д. Савосин






