Об этом 27 января 2021 г. заявил президент РФ В. Путин в ходе сессии онлайн-форума «Давосская повестка дня 2021», проходящей 25-29 января 2021 г.
Главной темой дискуссии стала новая глобальная ситуация, связанная с пандемией коронавирусной инфекции COVID-19.
В своем выступлении В. Путин обозначил глобальные вызовы, стоящие перед человечеством, которые пандемия лишь усилила.
Одним из ответов на эти вызовы должно стать международное сотрудничество.
Позитивные примеры такого взаимодействия уже есть - даже имея глубокие противоречия между собой страны могут договариваться и находить выход из очень сложных ситуаций.
Тезисы от В. Путина:
- трудно не заметить коренных трансформаций в глобальной экономике, политике, социальной жизни, технологиях,
- пандемия коронавируса, ставшая серьезным вызовом всему человечеству, лишь подстегнула, ускорила структурные изменения, предпосылки для которых уже были достаточно давно сформированы,
- пандемия обострила проблемы и дисбалансы ранее накопившиеся в мире,
- существуют риски дальнейшего нарастания противоречий практически во всех сферах,
- происходит ослабление международных институтов, множатся региональные конфликты, деградирует система глобальной безопасности,
- противоречия закручиваются по спирали,
- неспособность и неготовность разрешать подобные проблемы в 20м веке обернулись катастрофой Второй мировой войны,
- сейчас такой глобальный «горячий» конфликт в принципе невозможен, очень на это надеюсь. Он означал бы конец цивилизации,
- но ситуация может развиваться непредсказуемо и неуправляемо,
- наша общая ответственность заключается в том, чтобы избежать перспективы мрачной антиутопии, обеспечить развитие по иной, позитивной, гармоничной и созидательной траектории.
В. Путин призвал, несмотря на такой клубок противоречий и вызовов, не утрачивать позитивный взгляд на будущее и сохранять приверженность к созидательной повестке.
Многие международные институты переживают не лучшие времена, но это не повод отказываться от них, тем более что эти структуры обладают уникальным опытом работы и большим потенциалом, который нужно адаптировать к современным реалиям.
Наряду с этим, развиваются новые форматы взаимодействия, такие как многосторонние подходы, которые показали свою работоспособность.
В качестве примеров В. Путин в т.ч. назвал совместные действия по стабилизации энергетических рынков, а также сотрудничество в сфере климата.
Тезисы от В. Путина:
- отмечу роль России, Саудовской Аравии и Соединенных Штатов Америки, ряда других стран в стабилизации мирового энергетического рынка,
- такой формат стал продуктивным примером взаимодействия государств с разными, порой даже абсолютно противоположенными оценками глобальных процессов, со своими мировоззренческими позициями,
- другое важное направление, где необходима координация работы всего мирового сообщества, - это сохранение климата и природы нашей планеты,
- только вместе мы сможем добиться прогресса в решении таких серьезнейших проблем, как глобальное потепление, сокращение лесного фонда, утрата биоразнообразия, увеличение объема отходов, загрязнение океана пластиком и т.д., найти оптимальный баланс между интересами экономического развития и сбережения окружающей среды для нынешнего и грядущих поколений.
Напомним, что в марте 2020 г. на фоне падения спроса на нефть из-за пандемии COVID-19 и срыва продления соглашения ОПЕК+ в предыдущей его редакции, нефтяные цены рухнули.
Это привело к масштабной разбалансировке рынка, росту запасов, кризису с мощностями для хранения избытков нефти, уходу нефтяных цен в отрицательную зону и др. негативным последствиям.
Уже в начале апреля 2020 г. начались переговоры о необходимых мерах по стабилизации рынка.
Россия и Саудовская Аравия преодолели имевшиеся разногласия и вместе с другими странами заключили новое соглашение ОПЕК+ с рекордным сокращением добычи нефти, а впоследствии сформировали гибкий механизм его корректировки в зависимости от рыночных условий.
При этом 2 флагманам ОПЕК+ пришлось сбалансировать свои позиции, традиционно сильные расходящиеся.
Так, Саудовская Аравия, бюджет которой сильно зависит от нефтяных доходов, нацелена на поддержание более-менее высоких цен на нефть в т.ч. за счет серьезных ограничений по добыче.
У России другой интерес - защита доли рынка при нефтяных ценах 45-55 долл. США/барр., что означает стремление к минимально возможным ограничениям и восстановлению добычи при первой возможности.
По США нефтяной кризис также сильно ударил, что наложилось на технологический кризис в сланцевой отрасли.
После обвала нефтяных цен стагнирующие 2й год сланцевые компании, имеющие высокий уровень закредитованности, начали резко сокращать затраты и буровую активность и обращаться за защитой от банкротства.
Тогда предыдущий президент США Д. Трамп приложил большие усилия к тому, чтобы новое соглашение ОПЕК+ было заключено, причем без участия США.
Россия и Саудовская Аравия изначально единодушно настаивали на участии США в сокращении добычи нефти, но вынуждены были отступить от своих требований, удовлетворившись заверениями в том, что в США рынок сам порешает вопрос с сокращением добычи.
Определенные обязательства США на себя все-таки взяли, пообещав забрать излишки нефти в хранилища стратегического нефтяного резерва (SPR), а также часть квоты по сокращению добычи, которую отказалась брать на себя Мексика.
Но принципиально ситуацию это не поменяло - США имеют возможность более быстро и гибко восстанавливать добычу, чем связанные обязательствами в рамках ОПЕК+ Россия и Саудовская Аравия.
Другое дело, что ситуация в сланцевой отрасли США остается сложной и восстановления объемов добычи нефти в стране не ожидается раньше 2022 г.
Кроме того, энергетическая политика нового президента США Д. Байдена явно не способствует активному развитию нефтяного сектора.
Автор: Е. Алифирова