Об этом 13 января сообщила датская газета Politiken со ссылкой на источник.
Ramboll уходит?
По данным Politiken, из проекта МГП Северный поток-2 вышла датская компания Ramboll.Ramboll - инженерная, архитектурная и консалтинговая компания, созданная в Дании в 1945 г.
Компания реализует проекты в области строительства, транспорта, развития городской инфраструктуры, управления водными ресурсами, защиты окружающей среды и энергетики.
Энергетические проекты компании связаны с декарбонизацией, возобновляемыми источниками энергии (ВИЭ), системами накопления энергии, цифровизацией.
Однако, помимо этих мега-актуальных для Европы направлений, Ramboll участвует в классических нефтегазовых проектах, в т.ч. строительстве морских трубопроводов.
Компания предоставляет услуги на всех этапах жизненного цикла трубопроводных проектов - от финансовых исследований и оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) до управления строительством и эксплуатацией, а также продления срока службы.
В частности, компания специализируется на геофизических и геотехнических изысканиях на трассах газопроводов, оптимизации, анализе прокладки траншеи, гидродинамических вопросах, монтаже подводных объектов и пр.
У Ramboll богатый опыт работы в Балтийском море:
- компания получила контракт на предварительное проектирование (FEED) для МГП Balticconnector, соединившего газотранспортные системы (ГТС) Финляндии и Эстонии,
- участвовала в качестве субподрядчика в разработке технико-экономического обоснования (ТЭО) обеспечения социально-экономической, финансовой и технической основы для МГП Baltic Pipe, который будет построен для поставок газа с шельфа Норвегии в Польшу.
Ramboll должна была участвовать в строительстве заключительного участка МГП Северный поток-2 в исключительной экономической зоне (ИЭЗ) Дании.
Осенью 2019 г., т.е. еще до расширения санкций США против МГП Северный поток-2, на Ramboll оказывалось сильное давление со стороны дипломатов и сенаторов США.
В итоге это привело к решению руководства компании прекратить участие в строительстве МГП Северный поток-2.
Сама Ramboll не стала комментировать свое участие в проекте.
Санкции США...
Первый пакет санкций США против МГП Северный поток-2 был принят как часть оборонного бюджета США на 2020 финансовый год, подписанный президентом США Д. Трампом 21 декабря 2019 г.Санкции были направлены против физических лиц и компаний, продававших, арендовавших или предоставлявших суда, которые занимались прокладкой труб на глубине 100 футов (30,48 м) и более при строительстве МГП Северный поток-2.
Второй пакет стал частью оборонного бюджета США на 2021 год.
Расширенные санкции распространяются не только на суда, ведущие трубоукладку, но и на страхование, услуги по модернизации для судов-трубоукладчиков, а также на сертификацию МГП Северный поток-2 после окончания строительства, что необходимо для ввода газопровода в эксплуатацию.
Д. Трамп отказался подписывать проект оборонного бюджета по причинам, не связанным с МГП Северный поток-2, однако Конгресс США преодолел президентское вето и с 1 января 2021 г. расширенные санкции вступили в силу.
...и потери Северного потока-2
Санкции США еще до их расширения нанесли болезненный удар по МГП Северный поток-2.Проект покинул ряд ключевых участников, которые должны были заниматься строительством, сертификацией и страхованием проекта.
С 1 января 2021 г. давление США на проект усилилось, что может привести к очередным потерям в рядах участников проекта.
К настоящему моменту, по официальным и неподтвержденным данным, проект покинули или планируют это сделать:
- швейцарская Allseas, суда-трубоукладчики которой строили МГП Северный поток-2. Компания остановила строительство 21 декабря 2019 г. за несколько часов до введения санкций, законсервировала недостроенный участок и увела свои суда;
- норвежская DNV GL, предоставлявшая услуги по сертификации. В ноябре 2020 г. компания сообщила, что не будет оказывать услуги по сертификации для судов-трубоукладчиков, но сам МГП Северный поток-2 сертифицировать на тот момент не отказывалась. В январе 2021 г., после расширения санкций, DNV GL заявила, что намерена прекратить все мероприятия по проверке МГП Северный поток-2 и реализует план по сворачиванию поддержки проекта;
- международная группа клубов взаимного страхования судовладельцев (International Group of P&I Clubs, IGP&I). В сентябре 2020 г. IGP&I предупредила своих членов об опасности работы с Nord Stream 2;
- швейцарская Zurich Insurance Group, предоставляющая услуги по страхованию. В январе 2021 г., по данным Reuters, Госдеп США предупредил Zurich Insurance и еще ряд европейских компаний о риске санкций из-за участия в строительстве МГП Северный поток-2. Сама Zurich Insurance свои отношения с Nord Stream 2 не комментирует, но отмечает, что стремится полностью соблюдать все применимые правила санкций.
Учитывая то, что участники проекта стараются лишний раз не раскрывать касающуюся него информацию, потерь может быть еще больше.
Стойкость Германии
Однако среди европейских компаний остаются и те, кто не поддался давлению со стороны США.В августе 2020 г. группа сенаторов США, инициировавших санкции против МГП Северный поток-2, направила письмо с угрозой финансового уничтожения в случае продолжения работ над проектом МГП Северный поток-2 в адрес Fährhafen Sassnitz Gmbh, оператора порта Мукран в Германии, служащего логистическим хабом проекта.
Порт Мукран по-прежнему остается базовым портом для флота достройки МГП Северный поток-2, но в этой стойкости серьезную роль играет поддержка со стороны земли Мекленбург - Передняя Померания и федерального правительства ФРГ.
8 января 2021 г. ландтаг Мекленбурга - Передней Померании поддержал предложение о создании фонда Stiftung Klima-und Umweltschutz MV (Фонд защиты климата и окружающей среды Мекленбург - Передняя Померания).
Фонд создается под эгидой защиты окружающей среды, а одним из направлений его работы будет поддержка проекта Северный поток-2.
Фонд будет выступать посредником между немецкими компаниями, которым угрожают санкции США в связи с участием в проекте МГП Северный поток-2, получая от них продукты и услуги и передавая их для реализации проекта.
Автор: Е. Алифирова