Об этом первый вице-президент Ирана Э. Джахангири заявил 5 июня 2020 г.
Тезисы от Э. Джахангири:
- нефть, которая была основным источником доходов для Ирана, подверглась жесточайшим санкциям,
- при прежних санкциях потолок сбыта для Ирана установили в 1 млн барр. нефти, тогда страна продавала до 900 тыс. барр. нефти.
- сейчас США заявили, что экспорт иранской нефти должен сократиться до 0,
- к счастью, этого не произошло.
Новый этап санкционного давления на Иран США начали в 2018 г., когда США в одностороннем порядке вышли из Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД) по иранской ядерной программе.
СВПД был подписан в 2015 г. Ираном и 6 международными посредниками (Россией, США, Великобританией, Китаем, Францией и Германией), позволив снять ограничения, наложенные ранее в рамках мер против иранской ядерной программы.
Президента США Д. Трампа не устраивала сделка с Ираном, заключенная его предшественником Б. Обамой.
По мнению Д. Трампа, СВПД не предотвратил возможность создания Ираном ядерного оружия, а лишь отсрочил этот процесс, причем ненадолго.
В мае 2018 г. США вышли из СВПД, восстановив старые и введя новые санкции (включая вторичные, т.е. касающиеся третьих стран, ведущих бизнес с Ираном).
Санкции вводились 2 пакетами, второй из которых, затрагивающий нефтяную промышленность Ирана, вступил в силу в ноябре 2018 г.
Под них подпали экспортные поставки иранской нефти, а также более 700 банков, компаний и физических лиц.
Одновременно 8 крупнейших импортеров иранской нефти (Китай, Индия, Италия, Греция, Япония, Южная Корея, Тайвань и Турция) получили от США 6-месячную отсрочку, позволившую продолжить закупку нефти в Иране.
В мае 2019 г. санкции США полностью вступили в силу и Госдеп заявил, что любые покупки иранской нефти, начиная с этой даты, будут наказываться санкциями.
Иран со своей стороны сосредоточился как на поддержании контактов с традиционными импортерами его нефти, так и на диверсификации рынков сбыта и маршрутов поставок нефти.
Например, Китай в течение долгого времени продолжал закупки иранской нефти, а в мае-июне 2020 г. была осуществлена поставка иранских нефтепродуктов в Венесуэлу.
В плане логистики, Иран стремится обойти Ормузский пролив - ключевой маршрут экспорта углеводородов из ряда стран Ближнего Востока.
Сам Иран предупреждал о возможности закрытия пролива для других стран в том случае, если страна не сможет экспортировать нефть из-за санкций США.
Позже иранские военные заявили об отсутствии подобных планов.
Сейчас Иран ведет строительство нефтепровода от нефтетерминала Гуре в порт Джаск, что позволит транспортировать до 1 млн барр./сутки нефти с территории у восточной части Персидского залива в порт в Оманском заливе, минуя Ормузский пролив.
Экспорт из порта Джаск Иран планирует начать в 1м квартале 2021 г.
Одновременно Иран диверсифицирует экономику в целом.
Властями страны разработан ряд мер, направленных на отход от нефти как основного источника доходов Ирана.
Президент Х. Роухани подчеркивал, что санкции США имели бы меньшей эффект при меньшей зависимости Тегерана от этого источника.
В феврале 2020 г. Х. Роухани заявил, что 2019 г. стал первым в истории страны, когда экономика не зависела напрямую от экспорта нефти.
Иран сумел справиться с максимальным давлением США, а санкции создали проблемы, но они не достигли своих целей.
Автор: Е. Алифирова