USD 91.1096

-0.16

EUR 100.3907

-0.35

Brent 72.36

+0.19

Природный газ 2.38

+0.01

5 мин
...

Встреча В. Путина и А. Лукашенко позволила согласовать поставки российского газа в Белоруссию в 2020 г., по нефти все сложнее

Поставки газа из России в Белоруссию в 2020 г. продолжатся на условиях 2019 г., а нефти - будут осуществляться на рыночных условиях

Сочи, 8 фев - ИА Neftegaz.RU. Российско-белорусские противоречия, углубившиеся в конце 2019 г. в т.ч. в связи с нерешенными нефтегазовыми вопросами, вновь вынесены на высший уровень.
7 февраля 2020 г. в г. Сочи состоялись переговоры президентов РФ и Республики Беларусь В. Путина и А. Лукашенко, который прибыл в Россию с рабочим визитом.

Предыдущая их встреча прошла 20 декабря 2019 г. в г. Санкт-Петербург, куда А. Лукашенко прибыл для участия в заседании Высшего Евразийского экономического совета.
30-31 декабря 2019 г. главы 2 стран провели ряд телефонных разговоров, в ходе которых, в частности, обсуждались вопросы с поставками в Белоруссию нефти и газа из России.
По обоим вопросам были достигнуты временные решения, которые позволили продолжить поставку российских энергоносителей в Белоруссию в январе-феврале 2020 г., однако для более-менее окончательного решения потребовалась личная встреча президентов.

7 февраля 2020 г. В. Путин и А. Лукашенко встретились в высокогорном лыжном курорте Красная поляна неподалеку от г. Адлера.
У обоих президентов в Красной Поляне есть дачи, поэтому они нередко встречаются именно там, дыша чистым горным воздухом.
На переговоры с А. Лукашенко В. Путин облачился в красный пуховик отечественного производителя с иностранным названием Red Fox.
Встречу чуть не сорвала погода.
Российский борт с правительственной делегацией не смог долететь до г. Сочи и приземлился в Кавказских Минеральных Водах из-за шквалистого попутного ветра в г. Сочи, сильного дождя и плохой видимости.
Опоздал и глава Минэнерго РФ А. Новак, контролировавший все эти дни сложнейшие переговоры с ОПЕК+ в г. Вене по недопущению снижения добычи нефти даже из-за коронавируса.
Впрочем Д. Песков поведал, что отсутствие части делегации, на рабочий процесс глав государств не повлиял.

Встреча В. Путина и А. Лукашенко началась в формате тет-а-тет, а затем в расширенном формате, где Россию вместе с В. Путиным представлял замглавы администрации президента РФ Д. Козак.
После переговоров В. Путин и А. Лукашенко поиграли в хоккей в одной команде.
В. Путин - в форме российской команды под № 11, А. Лукашенко - в хоккейном свитере с № 01 с орнаментом в цветах белорусского флага.
После того как российская правительственная делегация добралась до Красной поляны, переговоры продолжились, состоялся «Второй тайм», как выразился В. Путин, используя спортивную терминологию.

В обострении отношений Властей РФ и Белоруссии нет ничего странного.
Власти РФ и Белоруссии крайне заинтересованы друг в друге, поэтому все равно договорятся.
А. Лукашенко старается позиционировать Белоруссию как нейтральную страну, связующее звено России и Европы, но это, конечно, не так.
Белорусское чудо объясняется серьезнейшей поддержкой страны из России.
Власти РФ откровенно давят на А. Лукашенко.
Но Батька понимает, что Беларусь - стратегический партнер властей РФ и пытается выторговать себе по максимуму.
С другой стороны, как тут не вспомнить Сувалкский коридор - гипотетический сухопутный коридор длиной около 100 км, который мог бы соединить территорию Беларуси с Калининградским эксклавом России.
В 2019 г. Запад особенно яросто пытался повернуть общественность Белоруссии в лоно Европы с целью снижения гипотетических угроз прорыва российских вежливых военспецов на Сувалакском коридоре.
В. Путин анонсирует новинки военной техники, НАТО - боится, и активизируется.
Деятельность западных добрых самаритян нервирует А. Лукашенко, поэтому он, хоть и делает дерзкие энергетические заявления, приезжает на свою дачу в Красную поляну, а не сидит в г. Минске.

Как говаривал Д. Бонд - взболтать, но - не смешивать.
Так и в отношениях президентов пришло время договориться.

Газ.
7 февраля 2020 г. вопрос был закрыт - власти Беларуси и РФ договорились о поставках газа на 2020 г. на условиях 2019 г, то есть по цене 127 долл. США/1000 м3.
Изначально сохранение условий 2019 г. по поставкам российского газа было закреплено лишь на январь-февраль 2020 г., но сейчас эта договоренность была продлена до конца 2020 г.
Батька хотел покупать газ по цене, по которой газ получает Смоленская область РФ - 70 долл. США/1000 м3.
Ему пояснили - Смоленская область, удаленная от центров газодобычи, получает субсидии от властей РФ, субсидировать Белоруссию можно было бы, но пока Белоруссии, является близким, но все-таки иностранным государством, невозможно.

Нефть
Ситуация с поставками российской нефти в Белоруссию еще сложнее.
Налоговый маневр в российской нефтянке чуть не убил нефтепереработку в Белоруссии.
А. Лукашенко давит на РФ, добиваясь льготных поставок нефти.
Не получив нефть на льготных условиях, поручил активно искать альтернативных поставщиков.
Белоруссия закупила около 86 тыс. т норвежской нефти для переработки на НПЗ Нафтан в г. Новополоцк, ведутся переговоры с Азербайджаном и Казахстаном, сообщалось о возможных поставках нефти из США, ОАЭ или др. стран.
Ситуация для Батьки тупиковая, потому что все другие варианты поставок нефти еще дороже, или еще хуже - чреваты потерей президентского кресла.
Пока Батька, согласившись на компромисс по газу, настаивает на отсутствии премии поставщикам, что позволит снизить цену на закупаемую в России нефть.
Такое условие не устраивает большинство российских нефтяных компаний, в т.ч.ЛУКОЙЛ, Роснефть, Газпром нефть и Татнефть.
А вот САФМАР М. Гуцериева ожидаемо согласился на поставки нефти без премии, на 1м квартал 2020 г. согласована прокачка в объеме 750 тыс. т нефти.
Слишком велики интересы М. Гуцериева в Белоруссии, отказать - не мог.

По итогам переговоров Д. Козак прямо заявил:
  • цены и объемы поставок российской нефти в Белоруссию будут регулироваться рынком.
  • Россия не регулирует на государственном уровне объемы и цену поставок.
  • Регулируется лишь один показатель - доступ к нефтепроводному транспорту для поставок на внешние рынки пропорционально объему добычи.
В ходе переговоров было принято решение о том, что в случае достижения коммерческих договоренностей российские власти не будут придерживаться этого правила.
Т.е. к нефтепроводному транспорту будут допускаться нефтяные компании, которые достигли договоренностей с белорусскими потребителями, независимо от объема добычи.
Рыночное же регулирование нефтяных цен при поставках российской нефти в Белоруссию сохранится.
При этом власти РФ обещают оказывать содействие достижению соглашений с белорусскими потребителями и российскими производителями нефти.

А. Новак дополнил:
  • Россию и Белоруссию связывают прочные отношения в сфере энергетики,
  • между странами ведется важная совместная работа по ряду проектов в ТЭК,
  • через территорию Белоруссии идут стабильные поставки и транзит нефти, газа, а также угля,
  • поступательно развивается сотрудничество 2 стран и в сфере электроэнергетики,
  • Россия поддерживает с Белоруссией постоянный контакт на различных уровнях.

Однако встреча президентов России и Белоруссии не поставила окончательную точку в урегулировании нефтегазовых противоречий.
Проблемы с поставками нефти и газа из России в Белоруссию во многом обусловлены политическими противоречиями.
Белоруссия, апеллируя к единству 2 стран в рамках Союзного государства, добивается для себя льготных поставок энергоносителей.
Российская же позиция заключается в том, что субсидирование экономики Белоруссии при нынешней глубине интеграции нецелесообразно.
Интеграция России и Белоруссии, действительно, идет сложно и за 20 лет существования Союзного государства многие заявленные цели не были достигнуты.
К юбилею договора о создании Союзного государства, планировалось принять программу углубления интеграции.
Правительствами обеих стран была создана рабочая группа по выработке предложений, разрабатывается 31 проект отраслевых дорожных карт по развитию интеграции.
По итогам переговоров В. Путина и А. Лукашенко в 2019 г. сообщалось, что финальные договоренности в части интеграции блокируют 3 группы вопросов - в сфере нефти, газа и налогов.
Переговоры 7 февраля 2020 г. по вопросу интеграции, по словам Д. Козака, прошли конструктивно и консультации по углублению интеграции будут продолжены на уровне правительств, министерств и ведомств.

Прочитать материал in English.



Автор: А. Чижевский


Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram