Москва, 28 дек - ИА Neftegaz.RU. Газпром заплатил Нафтогазу 2,9 млрд долл США, присужденных Стокгольмским арбитражем.
Об этом бесстрастно сообщил представитель Газпрома.
Выплата 2,9 млрд долл США сделана в соответствии с решением Арбитражного института ТПП Стокгольма и в рамках минских договоренностей от 20 декабря 2019 г.
Более 32% опрошенных читателей Neftegaz.RU считают положительным факт подписания такого соглашения.
И хотя до сих пор стороны в г. Вене ведут переговоры, вероятность подписания соглашений существенно выросла и по транзиту, и по обнулению исков.
1я ласточка уже есть. КабМин Украины 28 декабря 2019 г. стремительно одобрил проект Соглашения, которое предполагает снятие судебных претензий АМКУ на 7,4 млрд долл США к Газпрому.
Газотранспортные проекты России в Европы притормозились.
К 1 января 2020 г. Газпром не сможет поставить газ в Европу по МГП Северный поток-2 и 2й нитке МГП Турецкий поток.
А это пропускная мощность порядка 64 млрд м3/год + 15 млрд м3/год = около 80 млрд м3/год.
Можно винить США или датчан с болгарами, но выбора у властей РФ просто нет - газ в Европу поставлять нужно.
В России нет денег, а после подписания Соглашения Газпром сможет вернуться на рынок еврооблигаций без угрозы санкций со стороны площадок размещения бумаг.
А значит нужно договориться, что и сделал В. Путин.
Поэтому 2,9 млрд долл США ожидаемо перечислены на Украину.
Эта выплата может не только повысить доверие властей 2 стран, но и укрепить экономические связи.
Оптимистичный комментарий А. Новака в части модернизации украинской ГТС довольно любопытен.
Мы это рассмотрим, если поступят соответствующие предложения, - заявил он в интервью РБК 26 декабря 2019 г.
Во времена правления экс-президента Украины Л. Кучмы обе страны подписали соглашение о создании совместного предприятия, которое могло бы эксплуатировать украинскую трубу.
Сейчас вопрос эффективности транзита по ГТС Украины не поднимается, но в феврале 2019 г. А. Новак тоже был убедителен, когда говорил о ее неэффективности:
- Тариф транзита по украинской ГТС в 2 − 2,5 раза выше, чем по МГП Ямал - Европа или Северный поток - 1.
- это обусловлено тем, что Украинская ГТС создавалась около 50 лет назад, сейчас эти технологии устарели, основные фонды изношены, из-за чего возникают большие потери при транспортировке газа.
27 декабря 2019 г. А. Новак миролюбиво заявил:
- мы напомнили украинским партнерам о физически изношенном состоянии ГТС;
- там требуется существенно снизить затраты на ее содержание, повысить эффективность, уменьшить пропускную способность.
Как известно, предыдущие власти Украины запретили российским компаниям участвовать в модернизации украинской ГТС.
С тех пор западные компании не проявляли интерес к модернизации ГТС Украины.
Но сейчас, как минимум на 5 лет, это становится интересно.
Интересно, какова будет политика украинских властей - продолжат они линию П. Порошенко на отказ от сотрудничества по ГТС или разрешат участие российских компаний?
В. Путин в Соглашении с Украиной получил экономические дивиденды, но основной бенефициар - В. Зеленский, при президенстве которого властям 2 стран удалось разрешить газотранспортные разногласия.
Не важно, что подписать соглашения помогли умелые действия добрых самаритян из США, которые, похоже, сами не верили в такой финал переговоров властей РФ и Украины.
Следующий шаг В. Зеленского мог бы быть направлен на укрепление кооперации в части модернизации ГТС.
Это логично, потому что строили эту ГТС силами советских специалистов, с советским оборудованием.
Впрочем, надежды на это мало, потому что кроме властей США, которые мешают восстановлению отношений властей 2 стран, есть еще и Крым, которые власти Украины не признают российским.
Такая позиция при поддержке Запада приносит свои плоды.
Казахская авиакомпания решила не связываться с Украиной и заплатила штраф за пролет самолета над территорией Крыма.
- Газпром согласился выплатить Нафтогазу 2,9 млрд долл. США по решению Стокгольмского арбитража.
- стороны обязались отказаться от существующих исков, включая штрафа Антимонопольного комитета Украины на 7,4 млрд долл. США.
- должно состояться подписание транзитного соглашения на 5 лет (2020 г. - 65 млрд м3, 2021-2024 годы - по 40 млрд м3) с возможностью его продления на 10 лет.
- стороны должны подписать межоператорское соглашение о присоединении сетей (interconnection agreement) между ОГТСУ и Газпромом, а также договор между Нафтогазом Украины и Газпромом на организацию транспортировки с последующим транспортным соглашением между НАК и ОГТСУ.
За недостаточный объем транзита он обязал Газпром выплатить Нафтогазу компенсацию в размере 4,63 млрд долл. США.
Другим арбитражным решением был подтвержден долг Украины за поставленный в 2014-2015 г. газ (2,1 млрд долл. США)
Таким образом, Газпром остался должен 2,56 млрд долл. США, с тех пор сумма увеличилась за счет набежавших процентов.
Автор: А. Шевченко, О. Бахтина