USD 61.4654

-0.07

EUR 68.2082

-0.33

BRENT 64.88

-0.29

AИ-92 42.48

+0.02

AИ-95 46.11

+0.02

AИ-98 52.26

0

ДТ 48.08

-0.03

3 мин
3575

А.Коболев. Стоимость украинской ГТС без транзита составит 1,45 млрд долл США, шансов подписать контракт все меньше

Появились страшилки о демонтаже приграничной ГТС РФ, но пока речь идет лишь о лупингах и резервных объектах инфраструктуры Газпрома.

А.Коболев. Стоимость украинской ГТС без транзита составит 1,45 млрд долл США, шансов подписать контракт все меньше А.Коболев. Стоимость украинской ГТС без транзита составит 1,45 млрд долл США, шансов подписать контракт все меньше

Киев, 19 дек - ИА Neftegaz.RU. Стоимость газотранспортной системы (ГТС) Украины без российского транзита газа составит не больше 34 млрд грн (1,45 млрд долл США).
Об этом поведал 18 декабря 2019 г. А. Коболев на конференции по отделению ГТС Украины от Нафтогаза.

Тезисы А. Коболева:
  • мы приводим оценочную стоимость госимущества (ГТС Украины), которое было оценено независимым, лицензированным, профессиональным оценщиком - международной компанией из Большой четверки;
  • на удивление, здесь нет цифры в 300 млрд долл США, даже нет  30 млрд долл США;
  • есть цифра в 34 млрд грн (1,45 млрд долл США);
  • главным предположением, которое сделало эту цифру настолько меньше, это отсутствие транзитного контракта с Газпромом, а также заявления  и намерения некоторых политиков не продолжать транзит газа через Украину;
  • это реальная стоимость ГТС, если ей не будут пользоваться в транзитном режиме, но будут пользоваться в режиме транспортирования газа для потребителей Украины;
  • эта стоимость была определена доходным методом, то есть это оценка того экономического эффекта, который может принести владельцу ГТС, учитывая базовое предположение о функционировании ГТС в ближайшем будущем;
  • шансы подписать контракт с Газпромом на транзит газа до 2020 г. очень маленькие.
Около 46% опрошенных читателей Neftegaz.RU не верят в подписание соглашения Газпром-Нафтогаз.
Газпром потихоньку начинает демонтаж излишней пропускной мощности на границе с Украиной.
В планах -  порядка 4000 км линейной части, КС и тд.
Но пока речь не идет о полном демонтаже, убираются лупинги, резервные части газопровода и тд, так что страхи беспочвенны.
Впрочем, к 2030 г. в планах демонтаж 10 000 км приграничной ГТС РФ.

Но А. Коболев традиционно сгущает краски.
В тандеме Витренко - Коболев, он - плохой, Витренко - более оптимистичный.
На этот раз оппонировал глава МИД Украины В. Пристайко, который заявил 18 декабря на ТВ «Украина 24», что возможность заключения соглашения по газу с Газпромом еще остается. 

Что касается стоимости ГТС, то это лакмусовая бумажка газотранспортных проблем Украины:
- в 2007 г - 24,8 млрд долл США, в 2009 г - 9,9 млрд долл США;
- в 2011 г, когда В. Янукович отказался от поглощения Газпромом Нафтогаза, стоимость была анонсирована в 20 млрд долл США;
- в 2013 г  Baker Tilly - оценила в 26-29 млрд долл США.

Такую ГТС дорого ремонтировать.
В  2018 г Укртрансгаз и Нафтогаз завершили разработку 10-летнего плана модернизации ГТС на 2018-2027 гг. 
Даже подключили к работе  НПКГ Зоря - Машпроект , ту самую, которая долгие годы специализировалась на поставках корабельных газотурбинных двигателей (ГТД) для советских, а после развала СССР - для российских кораблей ВМФ, а ныне осталась без работы.

Не нужно быть экспертом, чтобы оценить потери из-за отсутствия транзита российского газа:
- не будет оплаты более 2 млрд долл США/год;
- не будет средств для ППР, хотя даже сейчас проблемы приводили к объявлению техногенного ЧС на ГТС;
- инфраструктура ГТС и пропускная мощность будут снижаться из-за ветшания и вынужденного демонтажа излишней мощности;
- поезд ушел, перспектив нет, даже если власти РФ и Украины договорятся, потому что ресурсной базы для поддержания  в удовлетворительном состоянии украинской ГТС (около 40 млрд м3/год) в России скоро просто не будет. Ресурсы отбирают новые проекты Газпрома: МГП Северный поток-2, Турецкий поток, Сила Сибири-2. 

Понимая это, Нафтогаз упорно цепляется за 22 млрд долл США претензий к Газпрому, отказываться от которых не хочет.

В 2016 г. КабМин Украины принял решение о создании новой госкомпании - оператора ГТС - АО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ).
В то же время Нафтогаз  создал в структуре Укртрансгаза новый филиал - «Оператор ГТС Украины».
17 декабря 2019 г. Секретариат Энергетического сообщества ЕС признал завершенным создание оператора ГТС Украины.
Окончательное решение о сертификации должна принять НКРЭКУ.  
С 1 января 2020 г. «Оператор ГТС Украины» (ГТСО) будет отделен от  Нафтогаза в рамках анбандлинга и передан в управление МГУ.


Автор: О. Бахтина

Источник : Neftegaz.RU

Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в VK
Система Orphus