Об этом заявил глава Белнефтехима А. Рыбаков.
Как стало известно, делегация из Беларуси под предводительством министра транспорта А. Авраменко уже успела посетить Латвию.
Главной повесткой дня стало изучение возможностей портовой и ж/д инфраструктуры страны с целью дальнейшего сотрудничества.
Очевидно, что Беларусь усиленно готовится к переориентации собственных грузопотоков из Литвы - текущий маршрут все еще является основным для республики.
Здесь можно вспомнить заверения гендиректора национальной ж/д компании Латвии (ЛЖД) Э. Берзиньша, который говорил, что латвийский маршрут прекрасно конкурирует с перевозками через Литву по той простой причине, что расходы рассчитываются по всему транспортному коридору, а не отдельно за услуги железной дороги.
Напомним, что руководство Беларуси частенько выражает публичное недовольство политикой Литвы.
Так, имели место и угрозы о переводе белорусского транзита из Клайпеды.
Дело в том, что Литва заняла не слишком «здоровую» позицию в вопросе строительства Белорусской АЭС.
В то же время соседние страны, как по цепной реакции, начинают «ловить момент» и «расставлять акценты» в свою пользу.
Главной целью становится перетягивание транзита и загрузка собственных портовых мощностей.
Еще в 2017 г. Латвия порадовала Беларусь заявлением о том, что страна не будет препятствовать строительству АЭС в республике.
Все это так или иначе повлияло на решения в транспортной сфере.
Уже в 2018 г. Латвия и Беларусь настолько сдружились, что перевезли порядка 30,2 млн т грузов – показатель оказался на 30% больше, нежели в 2017 г.
Примечательно, что 7,3 млн т пришлось на нефтепродукты.
К сожалению, Россия не приняла участия в столь занимательной транзитной игре.
В 2017 г. президент РФ В. Путин в ходе совещания о развитии транспортной инфраструктуры Северо-Запада России заявил о необходимости перевалки нефтепродуктов через российские порты, исключив тем самым порты Прибалтики.
А ведь речь шла именно о нефтепереработчиках Беларуси.
В. Путин справедливо подчеркнул, что на белорусских НПЗ перерабатывается только российская нефть – другой там нет и навряд ли появится.
Также глава государства дал поручение «запакетировать» получение российской нефти от соответствующих вопросов использования инфраструктуры России.
В то же время РЖД неоднократно пытались повлиять на существующие грузопотоки.
В частности, проводились длительные переговоры, ж/д компания даже предоставляла соответствующие скидки в размере 50%, однако ситуация никоим образом не изменилась.
Автор: Н. Жабин