USD 100.2192

+0.18

EUR 105.809

+0.08

Brent 74.14

+1.06

Природный газ 3.37

+0.18

...

Михаил Ходорковский защитил Василия Шахновского

В субботу глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский открыл новые корпуса лицея-интерната для сирот в подмосковном поселке Коралово, который незадолго до того посетила с обысками Генпрокуратура (Ъ сообщал об этом 4 октября).

Михаил Ходорковский защитил Василия Шахновского

В субботу глава нефтяной компании ЮКОС Михаил Ходорковский открыл новые корпуса лицея-интерната для сирот в подмосковном поселке Коралово, который незадолго до того посетила с обысками Генпрокуратура (Ъ сообщал об этом 4 октября). В завершение церемонии Михаил Ходорковский заявил, что ему стыдно за Генпрокуратуру, обвиняющую главу компании "ЮКОС-Москва" Василия Шахновского в уклонении от уплаты налогов.

Лицей-интернат "Подмосковный" основан в 1994 году под патронажем НК ЮКОС. Сегодня в лицее обучаются 122 школьника, вывезенных из "горячих точек" и приграничных районов страны. До последнего времени лицеисты проживали в отреставрированной усадьбе графа Васильчикова, посещая школу в соседней с Коралово деревне Ершово. Новый комплекс в Коралово включает помимо жилых коттеджей и двухэтажное школьное здание с учебными кабинетами.

Открытие новых корпусов школы-интерната в Коралово было запланировано еще на 4 октября. Но за день до этого в поселок прибыли представители Генпрокуратуры, поселок был оцеплен, а на его территории проведены обыски. "Это не очень-то вязалось с атмосферой праздника,v заявили в пресс-службе ЮКОСа.v Учителя на следующий день поехали на пресс-конференцию в Москву, а дети были слишком напуганы, чтобы участвовать в церемонии".

Накануне субботнего мероприятия в Коралово в "деле ЮКОСа" произошел новый поворот: в прокуратуру на допрос был вызван руководитель компании "ЮКОС-Москва" Василий Шахновский (Ъ сообщал об этом 18 октября). Тем не менее церемония не только состоялась, но прошла с участием самого господина Шахновского, чей допрос, затянувшийся до позднего вечера в пятницу, завершился подпиской о невыезде.

Кроме господина Шахновского, хозяева лицея Борис и Марина Ходорковские (идея создания лицея принадлежит отцу нефтяника, и коттедж семьи Ходорковских расположен в Коралово) встречали и других гостей v представителей администрации Одинцовского района (на территории которого расположен лицей), Института пограничников в Голицыне (куда часть лицеистов традиционно поступает после окончания школы), министерства образования Московской области и замминистра образования РФ Юрия Коврижных. Впрочем, по информации Ъ, список приглашенных был гораздо шире. Ожидался, например, приезд губернатора Московской области Бориса Громова и руководства Федеральной пограничной службы. Из первых лиц в церемонии участвовал лишь министр труда Александр Починок. При его появлении в толпе гостей пронесся шепот: "Не побоялся".

Господин Починок еще до начала церемонии все время повторял, что новый комплекс v "просто чудо какое-то", а самое главное v построен идеально с точки зрения Налогового кодекса, "так что, если и захочешь, не подкопаешься". Бывший глава МНС, по-видимому, знал, о чем говорил. А в обращении к лицеистам заметил, что "вся земля должна быть такая, как этот кусочек в Коралово" и детям нужно продолжать дело взрослых, которые "стоят здесь и создали для них такие условия".

Сам Михаил Ходорковский, выступая перед лицеистами, был краток, рассказав о том, что десять лет назад на месте, где стоит учебный комплекс, было просто поле, а теперь v новые здания. "Здесь еще достаточно места, и мы построим много прекрасных корпусов",v пообещал господин Ходорковский.

Главные же слова господин Ходорковский приберег к завершению церемонии и адресовал их не детям, а прибывшим на открытие лицея журналистам. Речь главы ЮКОСа, как все и ожидали, касалась обвинений, выдвинутых господину Шахновскому. Господин Ходорковский заявил, что как гражданину своей страны ему стыдно за действия прокуратуры, "свидетельствующие о том, что в стране нет закона". Господин Ходорковский, впрочем, выразил надежду, что в стране, "которая строит демократию, такое не может продолжаться долго и скоро нападки на компанию прекратятся". Заметим, что в данном случае речь идет не только о господине Шахновском. До 1 января 2001 года, когда ставку подоходного налога сделали единой, уменьшив ее до 13%, а также ввели ЕСН, практически все российские компании применяли те или иные схемы снижения налогообложения заработной платы сотрудников (см. справку о сути предъявленных господину Шахновскому претензий). Так что Генпрокуратура, по идее, может прийти за всеми.

И все же кое в чем действия прокуратуры даже обрадовали господина Ходорковского. Он признался, что, если одно из первых лиц компании обвиняется в неуплате "личных налогов в лохматые годы", это означает, что никаких новых идей по "делу ЮКОСа" у следствия нет и массовые проверки показали, что компания чиста.

Мнение хозяина разделяют и сотрудники ЮКОСа. Один из них поделился с Ъ: "Все это доказывает очевидную слабость следствия v других зацепок у него нет. Прокуратура не испытывает особых иллюзий по поводу Лебедева. Совсем скоро его придется выпускать. Так что на его место нужно было подготовить другую кандидатуру. Это всего лишь принцип 'сохранения заложника'".

Генпрокуратура разошлась в авансе с главой "ЮКОС-Москва"

Генпрокуратура инкриминирует Василию Шахновскому неуплату в налогах. По данным следствия, в 1998, 1999 и 2000 годах господин Шахновский подавал в налоговую инспекцию заявления на выдачу ему патента на упрощенную систему уплаты налогов на том основании, что за соответствующее вознаграждение он оказывал консультационные и информационные услуги офшорной фирме "Статус Сервисез Лимитед" в качестве предпринимателя без образования юридического лица. Это давало господину Шахновскому легальную возможность не платить определенную часть налогов, а также уплачивать взносы в Пенсионный фонд в меньшем размере (см. субботний номер Ъ). Следствие же утверждает, что господин Шахновский не оказывал никаких услуг, а использовал договор с фирмой для уклонения от уплаты налогов.

Однако "Статус Сервисез Лимитед" вполне могла выплатить аванс Василию Шахновскому за еще не оказанные ей консультационные и информационные услуги. По российскому законодательству, действовавшему до 24 декабря 1997 года, этот аванс не являлся доходом и по нему налоги не должны были выплачиваться. Только после того, как услуги будут оказаны, лицо, которое их выполняло, будет обязано выплатить подоходный налог. Сроки выполнения таких работ указывались в договоре между заказчиком и исполнителем. Учитывая, что в 1998-2000 годах ставка подоходного налога для крупных доходов составляла 35%, такой договор давал возможность существенно сэкономить на налоговых выплатах. Эта схема была весьма распространенной даже после того, как в конце декабря 1997 года были внесены поправки в Налоговый кодекс. Василий Шахновский может заявить, что не знал о том, что с 1 января 1998 года он должен был выплачивать налоги с таких авансов. В этом случае Генпрокуратура по действующему налоговому законодательству должна будет доказать наличие в его действиях прямого умысла в неуплате налогов.

Как заявил Ъ пресс-секретарь НК ЮКОС Александр Шадрин, "Василий Шахновский прописан в Москве, здесь же и платит налоги, о фирме 'Статус Сервисез' мне ничего не известно".

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram