Обыск в "Яблочко"
Длящаяся уже почти четыре месяца криминальная мыльная опера под название LЮКОС и Генпрокуратура¦ вчера непосредственно и официально вторглась в политические сферы.
В ходе обыска в офисе АСК, по словам его сотрудников, у них изъяли все компьютерные серверы и все содержимое сейфов, где находилась значительная часть Lрабочей¦ информации по предвыборной кампании LЯблока¦. Представители же Генпрокуратуры вчера заявили, что политическая информация их никоим образом не интересовала, а искали они новые материалы по Lосновному¦ делу ЮКОСа -- о хищении и уклонении от уплаты налогов структурами, подконтрольными нефтяной компании.
Как рассказал глава АСК Вадим Малкин, в момент прихода следователей он был не в офисе, и когда сотрудники ему сообщили по телефону о начале обыска, он "вообще подумал сперва, что это глупая шутка". LВсего пришло около 30--40 человек -- следователи и сотрудники ФСБ, -- рассказал г-н Малкин. -- Некоторые из них был с автоматами и сразу блокировали входы и выходы. Потом предъявили постановление на проведение обыска в офисе. Насколько я знаю, выдано оно было в связи с делом LАпатитов¦ (уголовное дело о хищении акций АО LАпатит¦, одним из обвиняемых по которому является находящийся сейчас под арестом совладелец ЮКОСа и глава МФО LМЕНАТЕП¦ Платон Лебедев. -- Ред.). Начали обыскивать, почти сразу начали изымать все серверы. Где-то часа через два приехали, узнав о событии у нас, депутаты Сергей Митрохин и Алексей Мельников. Их впускать не хотели, но после препирательств разрешили присутствовать при обыске, а потом не выпускали. Причем поначалу обыск проходил без адвоката, правда, когда он приехал, ему также разрешили присутствовать. Как следовало из заявлений сотрудников прокуратуры, они у нас вроде как искали какие-то базы ЮКОСа, хотя мне это совершенно непонятно. Это вообще бред какой-то, никаких баз ЮКОСа у нас теоретически не может быть. С таким же успехом у нас можно было пытаться найти документы по Lзолоту КПСС¦.
Ушли из офиса АСК следователи около шести часов вечера, разрешив покинуть здание и всем его сотрудникам, и депутатам. Вчера в Генпрокуратуре сообщили, что в ходе обыска было изъято большое количество финансовых документов, в том числе в электронном виде, особо подчеркнув, что никакие предвыборные материалы следователей не интересовали. Также было обнаружено наличными около 700 тыс. Lбесхозных¦ долларов. По информации Генпрокуратуры, Lникто из сотрудников агентства и других участников обыска принадлежность ему этих денег не подтвердил¦, в связи с чем валюта была изъята. Также в Генпрокуратуре категорически опровергли появлявшуюся информацию о задержании или незаконном удержании в офисе АСК депутатов Митрохина и Мельникова. Ее представители разъяснили, что, приехав в АСК, депутаты сами настояли на официальном присутствии при обыске, в связи с чем они были внесены в протокол как участники следственного действия. По УПК же таковые независимо от статуса не могут покидать место проведения обыска до его окончания.
По каким основаниям следователи пришли именно в АСК, вчера в прокуратуре уточнять не стали. Там лишь отметили, что по этому делу обыски проводились и раньше, в том числе и в подмосковном поселке Жуковка. Из этого вчера можно было лишь предположить, что поводом для визита в АСК стали какие-либо документы, обнаруженные тогда, -- следователи не раз заявляли, что именно в Жуковке они нашли много интересующих их материалов по деятельности ЮКОСа.
Уже после завершения обыска г-н Малкин вчера, в свою очередь, также прокомментировал результаты визита следователей. LПоскольку у нас изъяли практически все рабочие материалы, без преувеличения можно сказать, что теперь избирательная кампания LЯблока¦ будет в значительной мере парализована. На изъятых серверах и документах хранилась информация об аналитических и информационных проектах партии, предложения по ведению агитационной работы и т.д. У наших сотрудников теперь нет даже просто доступа в Интернет, мы даже компьютерную почту получать не можем. Учитывая же, что следователи, по их словам, нашли у нас 700 тыс. долл., это наводит на мысль, что происшедшее -- не недоразумение, а явная провокация. Удивительно, что они не нашли в агентстве склада оружия или шахт со стратегическими ракетами¦.
Обыск в АСК вынудил вчера высказать протест действиям Генпрокуратуры и лидера LЯблока¦ Григория Явлинского. LРуководство Генпрокуратуры сразу после начала обыска было предупреждено о том, что изымаемые документы являются собственностью партии LЯблоко¦, -- говорится в его заявлении информагентствам, -- и их изъятие препятствует ведению избирательной кампании. Предупреждение проигнорировано. LЯблоко¦ считает происшедшее серьезным нарушением закона и требует разъяснений¦.
"Приходили за ЮКОСом, а нанесли ущерб нам"
Корреспондент газеты "Время новостей" Ксения ВЕРЕТЕННИКОВА связалась с Сергеем МИТРОХИНЫМ, депутатом Госдумы, заместителем председателя партии LЯблоко¦, прямо во время обыска. Вот что он рассказал:
-- Нас с Мельниковым не выпускают. Мы пришли, потому что мы с АСК работаем как с консультантом по нашей избирательной кампании. Мы опасались, что при обыске могут быть изъяты документы, связанные с нашей избирательной кампанией. Нас не выпускают, мотивируя это ведением следственных действий. Но я подозреваю, что нас просто хотят отрезать от средств массовой информации, представители которых собрались на улице, у офиса АСК. Нас уверяют, что обыск не имеет никакого отношения к LЯблоку¦. Но по факту происходит вмешательство спецслужб в нашу партийную жизнь и в избирательную кампанию LЯблока¦, потому что парализована работа агентства, парализовано выполнение договора, который у нас заключен с этим агентством. Поэтому вольно или невольно правоохранительные структуры вмешиваются в нашу избирательную кампанию.
Главный итог -- не изъято никаких материалов, свидетельствующих о связях ЮКОСа с АСК. Мы попросили добавить в протокол запись о том, что нам нанесен политический ущерб, изъята информация, связанная с нашей избирательной кампанией, и парализовано выполнение договора LЯблока¦ с АСК. Возможно, Генпрокуратура приходила за ЮКОСом, но нанесла ущерб нам. Сейчас наши юристы прорабатывают варианты наших дальнейших действий.