Один из главных итогов минувшей недели - объявление о том, что сделка по объединению LСибнефти¦ с ЮКОСом в четвертую по размерам нефтяную компанию мира по сути развалилась. Хотя подобное развитие событий многие предсказывали практически сразу же после ареста Михаила Ходорковского, но в это, видимо, боялись верить -- в России сделки такого масштаба на завершающей стадии еще не расторгались. Причина по большому счету понятна: власти дали понять, что намерены довести Lдело ЮКОСа¦ до победного конца, а акционеры LСибнефти¦ -- Роман Абрамович и его соратники -- решили вывести свои активы (в новой компании LЮкосСибнефть¦ они должны были владеть 26% акций) из-под удара. После ареста г-на Ходорковского, который и должен был возглавить LЮкосСибнефть¦, у новой компании не оказалось бы очевидного лидера. Возможно, г-н Абрамович и предлагал акционерам ЮКОСа некие кандидатуры на этот пост, но, судя по всему, партнеров они не устроили. Кроме того, по-прежнему находятся под арестом 42% акций ЮКОСа, принадлежащие Group MENATEP. И хотя в выходные премьер Михаил Касьянов заявил, что Lтакой вероятности (национализации этих акций. - Ред.) нет¦, неопределенность будущей судьбы столь крупного актива также не придавала уверенности руководителям "Сибнефти" в успехе сделки. Наконец, источники, близкие к обеим компаниям, утверждают, что еще до своего заключения под стражу г-н Ходорковский обсуждал возможность расторжения мега-сделки с г-ном Абрамовичем в случае ареста, и Lопределенная договоренность на этот счет была достигнута¦.
До окончательного слияния ЮКОСа и LСибнефти¦ оставался всего один месяц. Собственно, официально о завершении сделки было объявлено еще 3 октября, поскольку днем раньше ЮКОС завершил выплату 3 млрд долл. за 20% акций LСибнефти¦, а затем получил в собственность еще 72% акций компании Романа Абрамовича, обменяв их на 26% акций ЮКОСа. Последним значительным шагом должно было стать собрание акционеров ЮКОСа в минувшую пятницу -- на нем планировалось принять новый устав холдинга (включая пункт о переименовании в LЮкосСибнефть¦) и избрать новый совет директоров. Его должен был возглавить президент LСибнефти¦ Евгений Швидлер. Пост председателя правления LЮкосСибнефти¦ представители ЮКОСа предлагали оставить за экс-президентом ТНК Семеном Кукесом. Однако за считанные минуты перед собранием LСибнефть¦ распространила пресс-релиз с сообщением о приостановлении сделки, и в результате на собрании был решен только один из трех предусмотренных повесткой вопросов -- о выплате дивидендов акционерам ЮКОСа в размере 2 млрд долл. Кстати, команда Абрамовича этих денег не получит -- реестр был закрыт еще в конце сентября.
Решение LСибнефти¦ выпустить пресс-релиз до начала собрания акционеров вызвало недовольство Леонида Невзлина (крупнейшего из оставшихся на свободе акционеров ЮКОСа). Хотя он был в курсе расторжения сделки, однако, по некоторым данным, оставался противником такого решения. О том, скорректирует ли г-н Невзин свою позицию, станет известно сегодня -- Group MENATEP, подконтрольная сейчас, по сути, одному ему, пообещала распространить соответствующее сообщение.
Тем временем экономисты и политики наперебой уже дают оценку несостоявшемуся слиянию. Подавляющее большинство экспертов полагают, что какими бы ни были причины отказа от создания LЮкосСибнефти¦, они в конечном счете являются политическими. А Борис Березовский, который до 2000 года был основным акционером LСибнефти¦, вообще заявил Reuters, что г-н Абрамович уже давно ведет атаку на акционеров ЮКОСа. LКак только Ходорковского посадили, Абрамович и Швидлер поставили вопрос об управлении компанией. Основная причина в том, что руководство ЮКОСа оказалось не готово передать управление компанией¦, -- сказал заявил г-н Березовский, подчеркнув, что по тем же причинам не состоялось слияние компаний в 1998 году.
По поводу того, как будет происходить расторжение мега-сделки, выдвинуто уже немало версий (официально компании об этом не сообщают). По словам источников в ЮКОСе, г-н Невзлин согласен лишь на один вариант развития событий: либо завершение сделки, либо ее расторжение с выплатой 1 млрд долл. неустойки акционерам ЮКОСа, как это предусмотрено ранее заключенным соглашением, ибо он считает, что слияние не состоялось по инициативе акционеров LСибнефти¦. Однако, как считает источник в правительстве, знакомый с ситуацией, в данном случае требовать неустойку ни одна сторона не может: ведь если г-н Абрамович заранее обо всем договорился с г-ном Ходорковским, то расторжение произойдет Lпо обоюдному согласию¦. А аналитик ИНК LПроспект¦ Дмитрий Царегородцев считает, что даже если г-н Ходорковский своего согласия на разрыв сделки не давал, то LСибнефть¦ все равно может избежать миллиардной выплаты, если квалифицирует арест экс-президента ЮКОСа Михаила Ходорковского и основного акционера компании Платона Лебедева как форс-мажорное обстоятельство.
Между тем технически расторгнуть практически завершившуюся сделку будет чрезвычайно сложно. Эксперты напоминают, что ЮКОС потратил на приобретение 20% LСибнефти¦ 3 млрд долл., провел допэмиссию своих акций, а часть бумаг выкупил с рынка, выплатил Lбалансирующие¦ дивиденды и привел в соответствие с долгом LСибнефти¦ свой чистый долг, для чего занял на рынке 2,6 млрд долл. Так что компания понесла немалые затраты в ходе слияния, которые непонятно как компенсировать.
Российский фондовый рынок в пятницу негативно отреагировал на провал мега-сделки. Индекс РТС упал на 2,01%, акции ЮКОСа подешевели на 5,33%, до 11,36 долл. за акцию. Снижение котировок произошло сразу после сообщения о приостановке слияния, но после того, как представители компании объяснили это решение Lтехническими причинами¦, рынок несколько успокоился и даже подрос. На ММВБ бумаги ЮКОСа и LСибнефти¦ стали лидерами падения, потеряв в цене 5,79% и 4,67% соответственно.
...
Ходорковский знал
Один из главных итогов минувшей недели - объявление о том, что сделка по объединению LСибнефти¦ с ЮКОСом в четвертую по размерам нефтяную компанию мира по сути развалилась.