Долг "Юкоса" увеличили до $ 5 миллиардов
Во вторник рынок ждал подтверждения слухов о назначении председателем совета директоров компании "ЮКОССибнефть" государева человека - Александра Волошина. Этого не произошло, но не менее важные новости рынок услышал.
Юдин как перст
Намек в адрес ТНК-ВР прозвучал во вторник из уст прославившегося депутата Госдумы Владимира Юдина. Именно с его запроса в Генпрокуратуру началась история, названная впоследствии "делом "ЮКОСа". Депутат рассказал о новом обращении в Генпрокуратуру, касающемся председателя правления "ЮКОСа" Семена Кукеса. По словам Юдина, новый глава "ЮКОСа" фигурирует в судебном процессе в Нью-Йорке против руководителей-собственников ТНК, которые "для расширения своего нефтяного бизнеса грубо нарушили российское законодательство о недрах, о банкротстве, об акционерных обществах, не пренебрегая прямым давлением на руководителей предприятий, судебные и правоохранительные органы".
В ТНК на выступление депутата Юдина пока реагируют спокойно. В компании "Известиям" пояснили, что претензии касаются судебного иска к ТНК со стороны канадской Norex Petroleum. Эта компания обвиняет ТНК в незаконном, по их мнению, выдавливании канадцев из "Черногорнефти" (дочерняя компания "СИДАНКО", которая вошла в состав ТНК-ВР). "Они уже проиграли порядка двадцати исков в России и теперь подали иск в суд Нью-Йорка. Он провел предварительные слушания и сейчас размышляет, подпадает ли это дело под его юрисдикцию", - говорят в ТНК.
Хотя формально Юдин говорит о Кукесе как о руководителе "ЮКОСа", появление ТНК в депутатском запросе может быть вовсе не случайно. По времени оно совпало с появившимися на рынке слухами о том, что один из владельцев ТНК-ВР - "Альфа-Групп" - в ближайшее время тоже может попасть под пристальный интерес российских правоохранительных органов.
Сделку по объединению бизнеса ТНК и ВР российские власти успешно использовали в качестве положительного примера иностранных инвестиций в российскую экономику. Общая сумма инвестиций британцев впечатляет - $7,7 млрд. Другое дело, что получателями этих миллиардов оказались всего около десяти акционеров ТНК из "Альфа-Групп" и "Реновы". А в таких случаях рано или поздно принято делиться.
Говорят, что после событий, развернувшихся вокруг "ЮКОСа", глава British Petroleum лорд Браун обращался к Владимиру Путину с просьбой дать личные гарантии неприкосновенности этой сделки. Кроме того, несколько месяцев назад "Альфа-Групп" сделала заказ агентству "Кролл" на поиск любого внутреннего компромата на группу, который впоследствии мог бы быть использован против нее. Правда, президент ТНК-ВР Роберт Дадли впоследствии утверждал, что никаких гарантий компания не получала. Возможно, зря?
Сценарий "Кавказской пленницы": "Либо я ее веду в загс, либо она меня ведет к прокурору"
Кивок в сторону Кукеса имеет все же непосредственное отношение к "ЮКОСу". По соглашению между акционерами "ЮКОСа" и "Сибнефти" кандидатура председателя совета директоров "ЮКОССибнефти" выдвигается основными акционерами "Сибнефти", а в состав правления - основными акционерами "ЮКОСа". Судя по позиции Юдина, который до сих пор оказывался глашатаем представителей власти, предложенная "ЮКОСом" кандидатура Кукеса их явно не устраивает, что в очередной раз подтверждает, что сейчас между "ЮКОСом" и властью при посредничестве "Сибнефти" идет жесткая борьба за управление компанией.
Во вторник основные акционеры "ЮКОСа" наконец прореагировали на сделанное в конце прошлой недели заявление "Сибнефти" о приостановке слияния. "Сделка по объединению "ЮКОСа" и "Сибнефти" была завершена в октябре текущего года. Соглашение... по определенным принципам корпоративного управления компанией "ЮКОССибнефть" полностью сохраняет юридическую силу", - говорится в пресс-релизе группы "МЕНАТЕП" (ей принадлежит 44,1% акций "ЮКОСа").
"Все, что касается сделки, идет по существующему соглашению. Никаких инсайдерских переговоров нет и быть не может. Ситуация очень чувствительная, мы не можем вступать ни в какие сговоры, так как есть интересы иных миноритарных акционеров "ЮКОСа" и "Сибнефти", российских и иностранных. Наше соглашение было публичным, и мы двигаемся по той же логике", - прокомментировал "Известиям" ситуацию один из основных акционеров "ЮКОСа" Леонид Невзлин, находящийся сейчас в Израиле.
В "МЕНАТЕПе" добавляют, что информация о намерении основных акционеров "ЮКОСа" отказаться от управления объединенной компанией, а также о предполагаемом избрании Александра Волошина председателем совета директоров и назначении Евгения Швидлера председателем правления объединенной компании "не соответствует действительности".
Теперь от любых высказываний воздерживаются в "Сибнефти". "Мы не комментируем ситуацию", - ответил пресс-секретарь компании Алексей Фирсов на вопрос, действительно ли президент Владимир Путин встречался с основным акционером "Сибнефти" Романом Абрамовичем накануне заявления о приостановке слияния, и правда ли, что "Сибнефть" предлагает рокировки в совете директоров и правлении "ЮКОССибнефти". А информационные агентства со ссылкой на "информированные источники" стали утверждать, что Александр Волошин не только не давал согласия возглавить "ЮКОССибнефть", но и не вел переговоры на эту тему.
Долг платежом красен
Зато еще один ход сделали правоохранительные органы. Министерство по налогам и сборам сообщило Генпрокуратуре, что с 1998 года по 2003 год, используя трансфертные цены, минимизацию налогов и банкротства банков, "ЮКОС" и его дочерние компании недоплатили налоги на сумму 150 млрд рублей ($5 млрд). Соответствующее письмо на имя генпрокурора Владимира Устинова направил заместитель министра по налогам и сборам Игорь Голиков, передает Интерфакс. Ранее Генпрокуратура оценивала ущерб от деятельности бывшего главы "ЮКОСа" Михаила Ходорковского и главы "МЕНАТЕПа" Платона Лебедева в $1 млрд.
Названная МНС сумма "составляет примерно 26% от капитализации "ЮКОСа", - замечают аналитики инвестиционной группы "Атон", - таким образом, государство может теоретически претендовать на долю в акционерном капитале" объединенной компании.
Итак, схема действий может быть проста. Чтобы получить контроль над компанией, вовсе не обязательно прибегать к громкой национализации. Достаточно ослабить позиции ее руководителей, предложить на их роль своих людей и под предлогом борьбы за налоговые платежи добиться доли в самой компании.
Главное на пути к контролю над компанией - не растерять ее привлекательность. Пока ситуация со слиянием "ЮКОСа" и "Сибнефти" остается неопределенной, Министерство природных ресурсов, которое сейчас проводит ревизию лицензий "ЮКОСа", объявило о перемирии. Вчера министерство заявило, что в течение месяца, с 1 декабря по 1 января 2004 года, будет проводить работу по уточнению состава и оценке исполнения лицензионных соглашений с недропользователями. "В указанный период МПР будет воздерживаться от проведения чрезвычайных акций в рамках лицензионного регулирования", - заявили в министерстве.
Бизнес как английская королева
После ареста Ходорковского многие лихорадочно стали искать ответ на простенький такой вопрос: "Кто следующий?". Не как защититься, не как уберечься, не даже как сбежать. "Кто следующий?" - спрашивают, встречаясь, друг друга экономисты и политологи, чиновники и журналисты.
По итогам бесед выявилось 4 "кандидата": Роман Абрамович как один из последних оставшихся "в живых" апологетов "семейных"; Михаил Фридман как один из представителей "старого" бизнеса, участвовавший в экономике "средневековья" (т.е. середины 1990-х); Олег Дерипаска - металлургию многие относят к отрасли, которая подвергнется ревизии сразу за нефтяной, а сам бизнесмен ведет, на взгляд некоторых, довольно агрессивную бизнес-экспансию; Анатолий Чубайс, который руководит вполне лакомой отраслью и вызывает слишком сильное неудовольствие многих, в том числе и своими яростными высказываниями последних месяцев.
Однако события последних нескольких недель ситуацию некоторым образом изменили. Что позволяет почти полностью исключить кандидатуру ¦ 1 из числа ожидающих "гостей" из прокуратуры.
По некоторым сведениям, Владимир Путин несколько дней назад встречался с Абрамовичем и сделал ему совершенно неожиданное предложение, от которого невозможно отказаться: взять управление "ЮКОСом" на себя, чтобы по ходу судебно-прокурорских разбирательств с его бывшим главой не умерла в муках сама нефтяная компания - должен же кто-то наполнять российский бюджет и демонстрировать внешним потребителям стабильность поставок и предсказуемость российского бизнеса. После чего предложение, от которого невозможно отказаться, было сделано менеджменту "ЮКОСа". И именно этим многие объяснили последующую нервную реакцию менеджмента "ЮКОСа", вслед за чем последовали действия, по сути блокировавшие объединение "ЮКОСа" и "Сибнефти", и "предупреждение" Кукесу.
Впрочем, изменившаяся ситуация позволяет сделать еще более смелый прогноз: следующего может не быть вовсе. Меняются сами правила игры, меняется ситуация, в которой находится бизнес, меняется власть. В будущем году мы будем иметь принципиально иную конфигурацию взаимоотношений крупного капитала с государством. Бизнес - в роли британской королевы: царствует, но не правит. Все сколько-нибудь значимые действия, будь то крупная сделка с иностранным инвестором, финансирование политической партии или большая благотворительная программа - с разрешения власти. Тот, кто поймет и примет новые правила игры, выживет, останется обладателем неплохого состояния и даже сохранит бизнес, с которым бился последний десяток лет. Кто не поймет и не примет - "отправится на острова", как говорил один из чиновников-прорицателей еще года три назад.
Сторонники жестких мер по отношению к "ЮКОСу" своей аргументации не изменили - надо платить за неуплаченные налоги, надо показать всем, что любовь к офшорам до добра не доводит, и выучить урок про то, что недра принадлежат государству. Что может означать зависшая сделка по слиянию? Открытый переход к следующей стадии "управляемой демократии" - "управляемой экономике". Если раньше речь еще могла (хоть и с натяжкой) идти о личных антипатиях к Михаилу Ходорковскому (ушедшие из компании акционеры говорили именно о "выводе "ЮКОСа" из-под удара"), то сейчас - только о контроле над компанией. Пусть и с соблюдением внешних рыночных атрибутов, без национализаций и деприватизаций.
До сих пор правила управляемости распространялись только на монополистов с сильным и официальным государственным участием. Теперь они распространяются на всех. Рынок с государственным лицом.
Эта новая конфигурация и новая реальность позволяют, соответственно, ответить на вопросы, которые сейчас будоражат умы и нарушают сон многих экономически ориентированных граждан внутри страны и за ее пределами.
Что же касается бывшего соседа Путина по Кремлю Александра Волошина (соседа в прямом смысле - кабинет главы администрации располагается над рабочими апартаментами президента), то вряд ли в ближайшее время он вернется на значительную должность в структурах исполнительной власти. Но почти нет сомнений, что он прямо или опосредованно будет этой власти (читай: Путину) помогать решать периодически возникающие перед ней "проблемы" экономического свойства...
Помимо общих рассуждений всегда останутся сугубо конкретные вопросы. Вот они. И прогнозируемые "Известиями" на них ответы, которые даст власть буквально в самые ближайшие недели.
Будет ли национализация? В том виде, в котором она описана в учебниках по экономике и истории России 1917-1920-х годов, - не будет. Будет "бархатная национализация" - сверхпристальный контроль за теми субъектами "хозяйственной деятельности", чьи активы исчисляются миллиардами. Олигархи царствуют, но не правят. Управляют, повышают эффективность, платят налоги и т.д. Но не распоряжаются по своему усмотрению.
Будут ли участвовать в экономике России иностранные инвесторы? Будут участвовать. Но все сделки должны будут "высочайше" одобряться, включая и кандидатуры участников, в том числе и с зарубежной стороны. Потому что власть хочет знать, кто покупает национальное богатство, а главное - куда пойдут миллиарды от самих сделок.
Пойдут ли сами инвесторы в экономику России? Еще как пойдут. Бизнес расчетлив и прагматичен, норма прибыли волнует его больше, чем профессионализм Устинова и расторопность его подчиненных. А если гарантии будут даваться не только банками, но и высочайшей милостью, это лишь подстегнет бизнес к работе в большой холодной стране.