В обход "Транснефти" пустил "ЮКОС" экспортную нефть
В уходящем году "ЮКОС" развил небывалую активность в экспорте нефти по альтернативным маршрутам. Минуя систему "Транснефти", компания вывезла за рубеж почти 20 млн т сырья, что составляет 40% от своего экспорта. В компании говорят, что в 2004 г.
В минувшую пятницу зампред правления "ЮКОСа" Юрий Бейлин заявил в Нефтеюганске журналистам, что в 2003 г. компания в 1,9 раза увеличит экспорт нефти с использованием железнодорожного транспорта - с 10,6 млн т до 19,9 млн т. Всего же "ЮКОС" экспортирует, по предварительным подсчетам, 49,5 млн т. Таким образом, доля экспорта "ЮКОСа" по альтернативным "Транснефти" маршрутам составит 40%.
В последние годы этот показатель у компании растет очень высокими темпами: если в 2001 г. на комбинированные маршруты пришлось 3,8 млн т, или 14% от общего объема экспорта, то в 2002 г. - уже 29%. И это при том, что в прошлом году экспорт "ЮКОСа" по системе "Транснефти" даже снизился почти на 1,5 млн т. Аналитик "Тройки Диалог " Валерий Нестеров отмечает, в поиске и организации новых экспортных маршрутов "ЮКОС" является безусловным лидером в российской нефтяной отрасли. "Другие компании не склонны сообщать, сколько сырья они пустили мимо "Транснефти", - говорит эксперт, - однако, согласно общеотраслевой статистике, в 2001 г. на альтернативный экспорт пришлось 9% от его общего объема, в 2002 г. - 13% и в текущем году - 21% ".
Представитель "ЮКОСа" сказал "Ведомостям", что, по предварительным прогнозам, в 2004 г. доля экспорта с использованием железнодорожного транспорта может вырасти до 50%. Дальнейший рост, по его словам, уже вряд ли возможен, так как существенно возрастают риски для финансового состояния компании. Собеседник в "ЮКОСе" отмечает, что если в прошлом году экспорт тонны нефти по комбинированным маршрутам стоил на $31 дороже, чем по магистральным трубопроводам, то в 2003 г. этот разрыв составил уже $40. "Хотя цены на нефть в этом году и выше, но железнодорожные тарифы выросли еще больше", - говорит он. Однако, если цены упадут ниже $20 за баррель и альтернативный экспорт перестанет быть рентабельным, "ЮКОС" не сможет прекратить его, так как большинство поставок, как и у других крупных компаний, осуществляется по долгосрочным контрактам, которые нужно выполнять. "В этом-то и состоит главный риск комбинированных маршрутов, - констатирует собеседник "Ведомостей". - При неблагоприятной конъюнктуре они могут потянуть назад всю экономику компании".
Представитель конкурирующей компании признает, что "ЮКОС" действительно передовик железнодорожного экспорта. По его мнению, сейчас он по своей эффективности несколько уступает нефтепереработке на российских заводах - при том что затоваривания на внутреннем рынке нет и цены достаточно высоки. "Однако это не значит, что нужно сокращать использование железной дороги при экспорте нефти, - говорит он. - В долгосрочной перспективе эти поставки оправдают себя, ведь бросить рынок очень просто, а восстановить его - гораздо сложнее".
Но Валерий Нестеров из "Тройки Диалог " считает, что в дальнейшем такого бурного роста железнодорожного экспорта не будет либо он вовсе прекратится за счет расширения системы "Транснефти" и снижения темпов роста добычи.