Где встретит Новый год Михаил Ходорковский?
В пенедельник Басманный суд Москвы должен решить, останется ли под стражей бывший глава "ЮКОСа" Михаил Ходорковский. Хотя шансы на то, что предпринимателя выпустят из "Матросской Тишины", невелики, его адвокаты настроены оптимистично.
Михаила Ходорковского задержали 25 октября, и через несколько дней Басманный суд санкционировал его содержание под стражей до 30 декабря этого года. При этом адвокатская кассация на это решение была отклонена Мосгорсудом. В минувшую пятницу Генпрокуратура вышла с ходатайством о продлении сроков ареста еще на два месяца, решив не откладывать такой важный вопрос на предновогодние дни.
Адвокаты Ходорковкого Антон Дрель и Генрих Падва в беседе с корреспондентом "Известий" не скрывали возмущения.
- Представляете, я в пятницу целый день провел в "Матросской Тишине" у своего клиента, - заявил господин Дрель. - Там же присутствовал один из следователей Генпрокуратуры. И только около 16 часов, перед самым выходом из изолятора, он нам вручил уведомление о том, что утром 22 декабря мы должны быть в Басманном суде.
- Таким образом, на подготовку к судебному заседанию у нас оставалось всего два дня - суббота и воскресенье, - говорит Генрих Падва, который уже месяц является адвокатом Ходорковского. - При этом мы еще не видели текст прокурорского ходатайства. Видимо, с обоснованием продления меры пресечения нас познакомят непосредственно в суде. Мы считаем, что это очередная попытка воспрепятствовать нормальной защите Михаила Ходорковского.
Напомним, главным пунктом обвинения является соучастие в хищении принадлежащего государству 20-процентного пакета акций предприятия по производству фосфатосодержащих удобрений "Апатит" на сумму более $280 млн. Арбитражный суд вынес решение о возврате этих ценных бумаг, но Михаил Ходорковский его не исполнил. Таким образом прибавилась статья "Злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда". Кроме того, Ходорковский, если верить обвинительному заключению, действуя через подставных юридических лиц, зарегистрированных в зонах с льготным налогообложением, организовал сбыт нефти и нефтепродуктов предприятий, входящих в "ЮКОС". Он также производил налоговые платежи не денежными средствами, а векселями нефтяной компании, уклонившись, по мнению следствия, в 1999-2000 годах от уплаты налогов на сумму свыше 17 млрд. рублей. По версии обвинения, он оформил заведомо подложные документы о том, что якобы оказывал консультационные услуги иностранной компании, и незаконно получил патент частного предпринимателя. Не выполняя этой работы, как полагают следователи, Ходорковский получил 142 млн. рублей вознаграждения и уклонился от уплаты подоходного налога и страховых взносов. Наконец, он обвиняется в завладении мошенническим путем акциями московского НИИ, специализирующегося на разработках в области минеральных удобрений.
Сейчас предприниматель и его адвокаты знакомятся с 227 томами уголовного дела. Скорее всего этот процесс займет несколько месяцев. Так, Генрих Падва, например, изучил пока лишь несколько томов. Поэтому сегодня вероятнее всего Басманный суд удовлетворит ходатайство Генпрокуратуры. Формальные основания у суда есть. Кроме того, опыт с еще одним акционером "ЮКОСа" Платоном Лебедевым, которому также инкриминируется хищение акций "Апатита", показывает: Басманный суд Генпрокуратуре не отказывает.