"ЛУКОЙЛ" решил уснуть спокойно
Генералы нефтяного бизнеса v люди не из пугливых.
Накануне это продемонстрировал менеджмент одной из самых успешных российских компаний v "ЛУКОЙЛа". Нефтяной гигант опубликовал консолидированную отчетность по стандартам US GAAP за девять месяцев прошедшего года и сделал сенсационное для многих, но вполне ожидаемое специалистами заявление об отказе от минимизации налоговых отчислений. В том числе и от схем, которые до сих пор и государством, и бизнесменами признавались вполне легальными.
Впрочем, по порядку. Отчет компании выглядит на загляденье: выручка увеличилась почти в полтора раза, а чистая прибыль - вдвое. В абсолютных цифрах картина такова: прибыль группы "ЛУКОЙЛ" за девять месяцев прошлого года составила $3,065 млрд, а выручка превысила $16 миллиардов. EBITDA (операционная прибыль до уплаты налогов, процентов и начисления амортизации) выросла за девять месяцев до $4,434 млрд с $2,663 за аналогичный период 2002 г., за III квартал 2003 г. - до $1,256 млрд с $1 млрд за III квартал 2002 года. Успехи руководство компании связывает прежде всего с двумя факторами. Во-первых, это высокие цены на мировом рынке энергоносителей, а во-вторых, переориентация деятельности. Доля продукции "ЛУКОЙЛа", поставляемая на экспорт, возросла с 52 до 74%, а в дальнейшем будет только расти, так как в планах компании, по словам вице-президента Леонида Федуна, уход от продаж сырой нефти на внутреннем рынке.
Между тем не все так гладко, как может показаться на первый взгляд. Леонид Федун в очередной раз высказался на тему взаимоотношений Министерства по налогам и сборам и компании. По мнению представителя "ЛУКОЙЛа", налоговая нагрузка на нефтяной бизнес усиливается. Подтверждением этого факта можно считать недавний спор между "ЛУКОЙЛом" и МНС по поводу $103 млн, которые МНС потребовало внести в казну, считая, что схема минимизации налоговых отчислений, проведенная через байконурский офшор, применялась незаконно. "ЛУКОЙЛу" удалось выиграть все суды у налоговиков по этому делу, однако, в конце концов, компания предпочла заплатить требуемую сумму, чтобы избежать дальнейших трений. По всей видимости, подобной позиции нефтяники будут придерживаться и впредь, справедливо надеясь взамен подобной уступчивости не только жить спокойно, но и иметь некие преференции от государства. Что государство и подтвердило, оказав содействие "ЛУКОЙЛу" в недавнем подписании контракта на разработку Каспийского шлейфа Казахстана.
Нездоровый интерес налоговиков к нефтяному бизнесу понятен. Только шесть крупнейших нефтяных компаний в 2002 г. внесли налогов на сумму $10,4 миллиарда. И это с учетом того, что многие из них по сию пору используют малейшую возможность уклониться от их уплаты при помощи легальных, полулегальных и нелегальных схем ухода от уплаты налогов. Государство и бизнесмены понимают налоговое законодательство по-разному: "ЮКОС" уже пострадал за собственное понимание писаных законов. Остальные вряд ли горят желанием разделить его судьбу.
Тем временем, если в ближайшее время не решить все законодательные противоречия, позволяющие бизнесменам и налоговикам трактовать нормативные акты на собственный вкус, количество претензий МНС к налогоплательщикам будет только увеличиваться. На сегодняшний день существует добрый десяток схем минимизации налоговых выплат, которые не противоречат законодательству, но де-факто рассматриваются МНС как нелегальные.
Свою позицию по вопросам минимизации налогов "ЛУКОЙЛ" высказал недвусмысленно: никаких игр с государством. Остается лишь немного подождать, чтобы узнать, какова будет реакция на подобное заявление прочих крупнейших налогоплательщиков нефтяного сектора. Но уже сегодня большинство аналитиков делают предположение, что государство выиграло и эту битву. И что в самом ближайшем будущем у дверей МНС выстроится очередь из нефтяных магнатов с мешками денег.