Александр Лукашенко объяснил, за счет чего он готов получать российский газ
"Летают, ползают, ходят - все это фактически бесплатно", - именно так прозвучал ответ президента Белоруссии на московские ультиматумы по поставкам газа.
Военно-технический козырь Лукашенко
В пятницу Александр Лукашенко посетил "Белтрансгаз" - главный предмет российско-белорусского спора (газовый конфликт возник именно из-за нежелания Минска продать Москве контрольный пакет своей газотранспортной системы). Лукашенко заявил: продать его России по балансовой стоимости равносильно "преступлению против народа". Он на такое пойти не может. Сумму в 5 млрд. долларов за газотранспортную систему Лукашенко назвал результатом работы международных аудиторов (Москва, считающая максимальной суммой 600 млн., как раз предлагает достаточно оперативно провести независимую оценку стоимости "Белтрансгаза", а потом уже продолжать переговоры).
Лукашенко представил свой вариант выхода из газового тупика. По его мнению, условия должны быть "не хуже украинских". То есть Минск готов покупать газ по цене 50 долларов за тысячу кубометров (на этой планке настаивает "Газпром", поставки в Белоруссию временно прекративший), но с правом реэкспорта. "Украина берет у России по 50, но продает на Запад по 110. Почти полмиллиарда долларов кладут в карман. Если эти же условия, то мы согласны", - заявил Лукашенко.
Возможно, именно этот вариант и будет принят как выход из тупика. Москва как ни крути белорусскую экономику поддерживать так или иначе будет (серьезный кризис в сопредельном государстве все равно обойдется дороже), и "полмиллиарда в карман" - еще не худший вариант. Тем более что Лукашенко выложил на стол серьезный козырь - он впервые намекнул на то, что ответом на газовые ультиматумы могут стать действия Минска в сфере военно-технического сотрудничества. Сейчас, заявил Лукашенко, "Белоруссия за копейки обслуживает Россию - противовоздушную оборону, автотранспорт, железнодорожный транспорт". Играть на повышении стоимости гражданского транзита Белоруссия уже начала - цифры российских потерь за повышение стоимости прохождения грузов растут, но на эти жертвы Москва идти готова. С ПВО намного сложнее - здесь на кону не цифры, а соображения безопасности. До сих пор на подобные намеки Лукашенко не решался.
Главное - не передавить
Сейчас системы ПВО России и Белоруссии имеют статус "объединенных" - все то, что видят на экранах радаров в Минске, видят и в Москве. Объединение ПВО произошло в рамках создания союзного государства, и уже несколько лет идут разговоры о том, что пора переходить на единую систему, то есть с одним на две страны центром управления и одним командующим. Для России белорусская ПВО имеет принципиальное значение - и в сфере оборонной безопасности, и в плане обслуживания гражданской авиации. Соображения здравого смысла подсказывают: для Белоруссии российская ПВО не менее важна, однако в отношениях Москвы и Минска здравый смысл далеко не всегда является главным.
Сегодня Москва имеет 8 станций системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН). Среди них РЛС в Барановичах, на территории Белоруссии, - самая молодая. На боевое дежурство она заступила в 2002 году, закрыв серьезную "дыру" в российской системе противовоздушной обороны, образовавшуюся после закрытия РЛС в Скрунде (Латвия).
- Наша система предупреждения о ракетном нападении во многом слабее той, что была во времена СССР, - заявил "Известиям" эксперт в области ПРО ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, генерал в отставке Владимир Белоус. - Поэтому "потеря" станции в Барановичах может иметь очень серьезные последствия для обороноспособности России.
Российская станция способна обнаруживать старты всех типов стратегических баллистических ракет на дальностях около 5 тыс. километров. Под ее контролем находится практически вся территория Западной Европы (см. схему). Согласно российско-белорусским договоренностям, РЛС в Барановичах работает в интересах и Москвы, и Минска. Однако, как утверждают эксперты, приостановка ее работы нанесет больше вреда Белоруссии, чем России. Дело в том, что система СПРН имеет два эшелона. Первый - наземный - станции РЛС. Второй - космический - спутники предупреждения о пусках ракет. Всего их 12 штук. Оба компонента взаимосвязаны, но могут работать по отдельности, обеспечивая систему противоракетной обороны России объективной информацией. В перспективе, по словам командующего Космическими войсками Анатолия Перминова, Россия вообще собирается отказаться от РЛС, подобных объекту в Барановичах, в пользу мобильных станций (их стоимость эксплуатации на порядок меньше, чем у ныне существующих). Но это в перспективе. Пока Москве объективно нужна станция в Барановичах.
С момента начала газового кризиса российские чиновники говорят: "Главное - не передавить". Принимая решение о перекрытии газового вентиля, в Москве просчитывали несколько возможных сценариев развития событий, но невозможным для полного анализа был только один - непредсказуемость белорусского лидера. Пока фактор ПВО в газовых раскладах не учитывался. Лукашенко же, введя его в игру, вновь вернулся в сферу традиционности - в минувшую субботу он провел лыжную гонку среди белорусских чиновников, в которой, как и подразумевалось, оказался победителем. Из чего вовсе не следует, что он столь же бесспорно окажется победителем в газовых спорах - если сегодня-завтра не появятся новые договоренности, независимые поставщики прекратят поставки газа в Белоруссию в ночь на 17 февраля.
"Газпром" приравняет Белоруссию к Украине
Президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что окончательно решил отказаться от создания совместного предприятия между российским "Газпромом" и белорусской государственной газовой компанией "Белтрансгаз". Лукашенко заявил, что не может отдать "Газпрому" управление национальной газотранспортной системой, которая входит в "Белтрансгаз", за 500 млн. долларов, как этого требует российская сторона. "По оценке международных аудиторов, "Белтрансгаз" стоит 5 млрд. долларов", - сказал президент Белоруссии и заявил, что не может совершить такое преступление против своего народа.
Теперь очевидно, что Россия перестанет продавать газ Белоруссии только по демпинговым ценам, постаравшись максимально приблизить их к рыночным. Как неоднократно заявляло руководство "Газпрома", потребители Белоруссии должны покупать газ по цене, установленной для Украины, - 50 долларов за 1000 кубометров. Белоруссия продолжает настаивать на покупке российского газа по низкой цене 5-го российского пояса (Смоленской области) - 33 доллара за 1000 кубометров.
В свою очередь, "Газпром" настаивает, чтобы при повышении экспортной цены газа для Белоруссии ставка на транзит российского газа в Европу по территории этой страны осталась прежней - 0.75 доллара за 1000 кубометров при транспортировке на 100 километров. Официальный Минск заявляет, что если Россия повышает цену на газ для белорусских потребителей до уровня Украины, то ставка на транзит российского газа в Европу также будет повышена до украинской - то есть до 1.09 доллара за 1000 кубометров при транспортировке на 100 километров.
Вице-премьер Белоруссии Андрей Кобяков ранее говорил, что сейчас транзит газа через Белоруссию обходится "Газпрому" в два с половиной раза дешевле, чем через Украину, и что это несправедливо в случае повышения цен на российский газ для белорусских потребителей. По его словам, до этого времени Россия оплачивала деньгами лишь 10% от общего объема своих транзитных экспортных поставок, а 90% - поставками газом. В 2003 году в счет оплаты транзита Россия поставила на белорусский газовый рынок около 24 млрд. кубометров газа.
По некоторым данным, белорусское правительство сейчас в экстренном порядке рассматривает варианты спасения своей страны от газового и финансового кризиса, так как даже если Россия будет платить за транзит украинскую цену, это не покроет расходов на подорожавший газ. Ранее Лукашенко уже сообщал своему народу, что Белоруссии в 2004 году, возможно, придется дополнительно потратить на закупку российского газа 120 млн. долларов, и говорил: "Деньги это небольшие, но экономить придется". По неофициальным данным, Минск уже обращалось за помощью к МВФ, но сразу же получил жесткий ответ - руководство влиятельной международной финансовой организации положительно оценило повышение стоимости российского газа для Белоруссии и заявило, что переход к рыночным отношениям в газовой сфере позволит Белоруссии избавиться от перекрестного субсидирования и оздоровить экономику.