USD 91.6012

+0.31

EUR 101.6125

-0.01

Brent 79.02

-0.06

Природный газ 2.029

-0

...

Перетряска власти только начинается

Региональная составляющая административной реформы v это Lподводная часть айсберга¦, за которую правительство и Кремль пока даже не готовы браться LПробуксовку¦ административной реформы называют в качестве одной из причин недавней отставки кабинет.

Перетряска власти только начинается

Региональная составляющая административной реформы v это Lподводная часть айсберга¦, за которую правительство и Кремль пока даже не готовы браться

LПробуксовку¦ административной реформы называют в качестве одной из причин недавней отставки кабинета Михаила Касьянова: нет никаких свидетельств тому, что команде Касьянова удалось завершить разработку новой структуры правительства. Между тем представители правительственной комиссии подводят итоги подготовительной части реформы v анализа функций федеральных ведомств. Но предприниматели отмечают, что пока они не чувствуют никакого снижения административных барьеров. Ведь правительство занимается анализом функций лишь на федеральном уровне v меж тем бизнес общается главным образом с местными и региональными властями. Функции региональных и муниципальных органов власти выглядят Lподводной частью айсберга¦ административной реформы, за которую в обозримом будущем не готовы браться даже ее главные идеологи.

В ходе проведения административной реформы у каждого министерства останется лишь 10-15% его функций, сообщил в среду на форуме LАдминистративная реформа и малый бизнес¦ Борис Алешин v теперь уже и.о. вице-премьера. По мнению г-на Алешина, главной целью оставшихся функций министерств и ведомств должна стать Lпомощь бизнесу¦. Впрочем, представители бизнеса, хотя и благодарны за сам факт обсуждения этого вопроса, пока сдержанно оценивают результаты первого этапа административной реформы. LЧасть избыточных функций отменена, но непонятно, когда предприниматели на себе это ощутят, v сказала RBC daily глава комитета по административным барьерам и административной реформе орагнизации LОПОРА России¦ Дина Крылова. Кроме того, отмечает она, проблема усугубляется тем, что те функции, которые в ходе реформы пытаются истребить на федеральном уровне, чиновники стараются возродить на региональном. Так, появляются аналогичные отмененным разрешительные процедуры, проводимые уже местными органами власти. В результате, говорит г-жа Крылова, издержки на преодоление административных барьеров приобретают угрожающий характер, что ставит под вопрос конкурентоспособность бизнеса, в первую очередь малого и среднего.

LОсновная проблема административных барьеров лежит в регионах и муниципальных образованиях, v говорит Дина Крылова. v Поэтому после проведения реформы на федеральном уровне предстоит транслировать ее дальше, в регионы и на места. Так что работы v непочатый край¦. Представители бизнеса признают, что на нынешнем этапе реформы очень сложно установить прямую связь между функциями федеральных ведомств и органов власти на местах. LМы не всегда видим, в рамках какой функции появляются административные барьеры. Иногда сама функция выглядит безобидно, но за ней может скрываться целый ряд барьеров, v говорит руководитель комитета LОпоры¦. v Например, под видом обеспечения безопасности Госстрой перегружает строительные компании избыточными требованиями. А Санэпиднадзор вынуждает парикмахерские каждый год получать совершенно непонятные разрешения на платной основе. Это не лицензии, не сертификаты v вообще, непонятно, в рамках каких функций эти разрешения выдаются¦. Сейчас, по словам Дины Крыловой, LОПОРА¦ вместе с предпринимателями ведет работу по отслеживанию административных барьеров на региональном и местном уровне, чтобы к моменту начала рассмотрения функций в рамках административной реформы на региональном уровне быть к этому готовой. Однако когда работа по выявлению функций в регионах начнется всерьез v предприниматели не знают.

В попытках транслировать административную реформу в регионы и на места федеральный центр неизбежно будет сталкиваться как с сопротивлением местных властей, так и с чисто законодательными ограничениями, касающимися полномочий субъектов Федерации. Однако эксперты полагают, что Москва может использовать особенности нынешнего законодательства для того, чтобы выстроить административную реформу в регионах Lпо образу и подобию¦ федеральной. LПарадокс заключается в том, что полномочия регионов так толком и не прописаны¦, v сказал RBC daily глава департамента региональных исследований ЦПТ Ростислав Туровский. Более-менее четко прописаны полномочия Центра, полномочия муниципалитетов и предмет совместного ведения Центра и регионов. LЗначит, Центр может проводить передел полномочий, v говорит г-н Туровский. v Это может делаться через принятие соответствующих федеральных законов, с использованием нынешней лояльности Госдумы¦. Сейчас федеральный центр может навязать любую инициативу v вопрос, какие это будет иметь последствия. LСейчас регионы прогнутся, но впоследствии это может привести к дестабилизации, v говорит Ростислав Туровский. v Если такая реформа будет заявлена, она вызовет недовольство региональных элит, так как будет восприниматься как урезание полномочий и понижение статуса губернаторов¦.

По мнению главы департамента ЦПТ, региональные элиты не будут разбираться, плоха или хороша административная реформа v в их сознании само понятие административной реформы ассоциируется с изъятием полномочий в пользу центра (так называемой Lреформой Козака¦). LРегиональные элиты консервативны и зачастую мыслят советскими понятиями. Для них функции v это административный контроль, тот сук, на котором они сидят, v говорит Ростислав Туровский. v Конечно, нас уже пугали губернаторскими бунтами v и их не было. Может быть скорее глухое недовольство, чем острый конфликт. Другое дело, что и в глухом недовольстве тоже нет ничего хорошего¦. Поэтому, полагает он, об административной реформе в регионах пока говорить рано. LДаже если есть такие стратегические планы, то Центр должен начать с себя. Необходимо подготовить региональные элиты, чтобы они увидели, что им предстоит приобрести, а что потерять, v говорит г-н Туровский. v Думаю, Центр пока обречен на локальные эксперименты. Вряд ли стоит начинать эту реформу сразу и для всех. А желающие поучаствовать в экспериментах найдутся v это будет способ показать свою лояльность Центру¦.

Действительно, Lпилотные проекты¦ административной реформы в регионах уже начались. Так, еще в январе руководитель департамента государственной службы Минэкономразвития Андрей Шаров рассказал в интервью RBC daily о том, что в ряде субъектов Федерации идет работа по Lопределению миссии¦ региональных министерств и ведомств. Как сказал тогда г-н Шаров, первые результаты этой работы появятся уже в 2004 г. Однако пробы, скорее всего, в обозримом будущем пока останутся пробами, и к решительным действиям федеральный центр перейдет еще не скоро. LКонечно, федеральные функции v это только вершина айсберга. Но то, что региональная часть скрыта под водой, не значит, что надо закрывать на нее глаза, v говорит Ростислав Туровский. v Было бы правильно начать ревизию региональных функций уже сейчас, но не обозначать до поры до времени, что и как надо менять¦. Оптимизма не добавили и слова первого замминистра экономического развития и торговли Михаила Дмитриева, прозвучавшие в начале февраля на одном из семинаров по административной реформе с представителями бизнеса в Центре стратегических разработок. LГлавная проблема, которую мы пока решить не смогли, v это субъекты Федерации и органы местного самоуправления, v сказал Михаил Дмитриев, комментируя предварительные результаты ревизии госфункций. v Это геркулесова ноша, которую мы пока на себя взять не можем¦.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram