Дальний Восток станет видным экспортером ТЭК
В Амурской области на Бурейской ГЭС грандиозное строительство идет бурными темпами - здесь готовятся к пуску третьего агрегата, последнего энергетического блока станции (вторая очередь была сдана в конце 2003 года).
На прошлой неделе сюда самолетом доставили колесо турбины, а в первых числах марта прибудет мощный трансформатор весом 340 тонн, который будет работать на двух агрегатах. В нынешнем году ГЭС посетили делегация из соседней провинции Китая и представитель японского консульства в Хабаровске, которые проявили интерес к прямым поставкам электроэнергии в свои страны. Между тем руководство ГЭС считает необходимым обеспечить, прежде всего, внутренние потребности дальневосточных регионов, хотя и не исключает возможности экспорта электроэнергии после вывода станции на полную проектную мощность.
Надо отметить, что достройка Бурейской ГЭС - это один из приоритетных проектов Министерства энергетики, являющийся частью программы по преодолению в Дальневосточном регионе дефицита тепло- и электроэнергии. Для решения этой проблемы здесь предполагается развивать сеть гидроэлектростанций, а в крупных городах - использовать ТЭЦ на угле и газе.
Министерством поставлена задача освоения таких перспективных месторождений угля на Дальнем Востоке, как Ерковецкое, Лучегорское и Павловское. Возведение межсистемных линий электропередачи 500- 1500 кВт должно обеспечить надежность параллельной работы объединенной энергетической системы Сибири с энергосистемами европейской части России и с объединенной энергосистемой Дальнего Востока.
Согласно планам Минэнерго в регионе продолжится формирование новой нефтегазовой базы (в том числе и экспортного значения) на основе углеводородных ресурсов шельфа о. Сахалин с соответствующим развитием энерготранспортной инфраструктуры (магистральных нефте - и газопроводов, портовых терминалов).
Через Амурскую область, Хабаровский и Приморский края уже проходит железнодорожная Транссибирская магистраль и готовится к открытию автотрасса федерального значения Чита - Хабаровск, которые связывают европейскую и сибирскую части России с дальневосточными морскими портами.
Здесь же в перспективе проляжет нефте - и газопровод от месторождений Восточной Сибири до порта Находка - Ангарск - Находка, причем нефтяной с ответвлением на Дацин. Это даст толчок к развитию нефтяных терминалов в ряде дальневосточных портов, а также российского танкерного флота на Дальнем Востоке. Так, Приморское морское пароходство в течение 2004-2006 гг. введет в эксплуатацию 4-5 крупнотоннажных танкеров ледового класса, предназначенных для перевозки, как сахалинской нефти, так и нефти и нефтепродуктов из порта Приморск (Ленинградская область). Значительно нарастит объем контейнерных перевозок между Россией и странами Азиатско-Тихоокеанского региона Дальневосточное морское пароходство - третья по величине судоходная компания России.
Согласно Энергетической стратегии, принятой пять месяцев назад, к 2020 году объемы приращенных мощностей по добыче нефти в регионе составят примерно 5%, аналогичный показатель по газу достигнет 15, а по углю - 12%. Таким образом, уже через несколько лет Дальний Восток обеспечит энергоресурсами не только себя: он сможет значительно расширить экспорт. В свою очередь, его жители окажутся в самом центре торгово-экономических связей - с другими регионами России, странами АТР и США.