Термин Lсоциальный отчет¦, судя по всему, в скором времени займет высокую позицию в активном словаре российских бизнесменов. Не проходит дня без того, чтобы чиновники не призывали олигархов-соотечественников поделиться заработанным с остальной частью населения. В ответ компании демонстрируют всю глубину понимания вопроса, показывают, что их бизнес и так всегда был Lс человеческим лицом¦, и наперебой демонстрируют свои успехи на ниве благотворительности. После того как официальный социальный отчет на прошлой неделе опубликовала LСибнефть¦, примеру пока еще своей Lдочки¦ решил последовать ЮКОС. Первый вице-президент компании Михаил Трушин заявил общественности, что холдинг продолжит отчислять на социальные проекты 1,7--2% от годовой чистой прибыли, несмотря на то что руководителям компании и Lприходится подробно объясняться по этому вопросу перед независимым советом директоров¦, который, правда, Lс пониманием¦ относится к этим пояснениям.
Как заявил первый вице-президент ЮКОСа, отведенный на благотворительность бюджет компании ежегодно увеличивается на 10--15% -- очевидно, вслед за ростом прибыли нефтяного холдинга. В частности, на социальные проекты, не связанные с сотрудниками самого ЮКОСа, в прошлом году было потрачено около 100 млн долл. По словам г-на Трушина, размер средств на социальные нужды будет из года в год увеличиваться, Lпока растет объем добычи нефти у компании, пока растут цены на нефть, пока есть сверхприбыль¦.
В отличие от ЮКОСа LСибнефть¦, презентовавшая свой социальный отчет в конце прошлой недели, сообщила, что компания тратит на социальные проекты приблизительно 90 млн долл. в год. Правда, не менее половины этих средств расходуется на сотрудников самой компании. Кроме того, если социальный отчет LСибнефти¦ сформирован в свободной форме, то ЮКОС, по словам представителя компании, будет использовать один из трех самых популярных мировых стандартов -- АА1000. Система благотворительности, предусмотренная им, такова. Сначала компания определяет сферу социальных проектов и сумму, которую готова потратить на них. После этого жители региона или организации обосновывают нужду в средствах перед конкурсной комиссией, а затем, в случае одобрения, сами реализовывают свои проекты.
Вчера, например, ЮКОС вместе с международным благотворительным фондом Charities Aid Foundation объявил о начале третьего этапа конкурса социальных проектов компании, на этот раз посвященного экологии. На эту программу планируется потратить всего лишь 1,5 млн долл. в 25 городах. Кстати, предыдущие этапы благотворительности ЮКОСа довольно интересны. В справочных материалах компании говорится, что Lв трех городах Самарской области был реализован проект создания социальных прачечных для граждан пожилого возраста и инвалидов, в Ангарске организован молодежный клуб LКонтакт¦ для инвалидов¦. Кроме того, Lв рамках проекта, направленного на снижение заболеваемости артериальной гипертонией и ишемической болезнью сердца, в Нефтеюганске обследовано шесть тысяч граждан, более тысячи прошли обучение в школе здоровья, для учителей проведены семинары-тренинги по распространению знаний о гипертонии среди школьников¦. А в Ангарске Lобщественная организация создала клубный дом для объединения душевнобольных, их родных и специалистов по психическому здоровью¦.
Между тем с идеей публикации социальных отчетов согласны далеко не все нефтяники. Например, основной производственный и в какой-то степени идейный конкурент ЮКОСа -- ЛУКОЙЛ -- не собирается вводить такую практику. LБлаготворительность -- это вещь, о которой не говорят, -- заявил представитель компании, поясняя свой отказ назвать сумму, которую холдинг тратит на социальные проекты. -- Мы занимаемся благотворительностью уже не первый год, и речь идет не о десятках миллионов долларов, а о больших суммах, но почему-то раньше этого общество не замечало¦.
...
ЮКОС -- два процента
Термин Lсоциальный отчет¦, судя по всему, в скором времени займет высокую позицию в активном словаре российских бизнесменов.