Россиян оставят без пенсии
Очередной виток пенсионной реформы вызвал смятение у всех участников этого рынка Чиновникам, похоже, понравилось предлагать концептуальные изменения в еще не свершившуюся пенсионную реформу v сегодня на заседании кабинет министров обсудит ход пенс.
Чиновникам, похоже, понравилось предлагать концептуальные изменения в еще не свершившуюся пенсионную реформу v сегодня на заседании кабинет министров обсудит ход пенсионной реформы, а завтра Минфин РФ внесет в правительство очередной пакет предложений по этой теме. Изменения коснутся двух принципиальных аспектов v введения добровольной накопительной системы для граждан старше 37 лет, а также замены льгот адресными дотациями и прибавкой к пенсии. Отказаться от части своих обязательств по пенсиям и Lпростимулировать¦ граждан самим проявить заботу о своей старости чиновников вынудила проведенная ими налоговая реформа. В результате снижения ставки единого социального налога (в рамках которого предприятия отчисляли часть зарплат своих сотрудников на их накопительные счета) возникает дефицит Пенсионного фонда, компенсировать который государство решило путем оптимизации (как в случае с переходом от льгот к дотациям) и урезания части своих социальных функций. Эксперты полагают, что очередной виток смены правил игры на пенсионном рынке подстегнет часть населения проявить самостоятельную заботу о своих пенсионных накоплениях и задуматься об их инвестировании в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) или ПИФы. Управляющие компании бьют тревогу v в результате такого реформирования они теряют добрую половину своего рынка. Впрочем, пока сомневаются в возможных выгодах новой системы и представители НПФ v Lуломать¦ граждан добровольно откладывать деньги на пенсию будет нелегко.
Основной Lсюрприз¦ совместных предложений Минфина и Минэкономразвития v освободить от накопительных пенсионных выплат граждан, рожденных до 1967 года, для граждан после 1967 года рождения предлагается сохранить до 2007 года включительно отчисления в размере 4% на финансирование накопительной части, а с 2008 г. увеличить их до 6% (ранее планировалось увеличить размер отчислений до 6% с 2006 г.). Таким образом, из пенсионной реформы фактически Lвыпала¦ самая активная часть трудоспособного населения в возрасте от 37 до 54 лет, молодым же чиновники в очередной раз продемонстрировали, что не считают зазорным Lменять коней на переправе¦. Стимулировать добровольную заботу граждан о своей старости чиновники обещают несколькими способами. LЕсли человек добровольно начинает откладывать средства на накопительную часть, то государство ему гарантирует в конце года увеличение его накопительной части еще на 2% в размере от его зарплаты, но не менее 2 тыс. руб. в год, v пояснил RBC daily представитель Департамента управления государственным внутренним долгом Минфина РФ. v В случае если застрахованное лицо выбрало эту систему и сказало об этом ПФР, государство также предоставляет ему льготы по подоходному налогу¦.
Изначально идею перевода части населения из обязательной системы накопления пенсии в добровольную эксперты считают эффективной, в первую очередь потому, что у граждан появится возможность участвовать в управлении своими пенсионными накоплениями. Нынешняя система, считают аналитики, такой возможности не дает, и поэтому уровень заинтересованности граждан в инвестировании остается невысоким. Об этом косвенно свидетельствует количество граждан, которые в большинстве случаев по умолчанию предпочли государственную управляющую компанию при выборе УК для управления средствами пенсионных накоплений. LОт перевода в добровольную часть никто не пострадает, скорее, наоборот v это совершенно правильная инициатива, v сказал RBC daily генеральный директор LРусского экономического общества¦ Денис Муханов, v однако одного этого шага недостаточно. Для того чтобы этот механизм начал эффективно функционировать, государство должно провести целый комплекс мероприятий, в частности, по разъяснению гражданам того, почему это важно. А важно это потому, что именно таким образом можно достичь появления заинтересованности граждан в накоплениях на пенсию. С введением в действие этой системы у граждан появляется возможность участвовать в управлении собственными пенсионными средствами¦.
Неплоха и идея перехода от льгот к адресным дотациям и повышению пенсий, так как этот подход предполагает повышение эффективности использования государственных расходов. Однако и тут могут возникнуть непредвиденные сложности. LПроблема Lнецелевого¦ использования льгот сейчас действительно существует, v сказал RBC daily ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов. v Ими пользуются не только пенсионеры, инвалиды и т. д., но и их семьи, родственники. Однако отмена льгот и замена их прямыми дотациями и прибавкой к пенсии вызывает целый ряд вопросов. Во-первых, встает проблема адекватного индексирования этих дотаций и их размера. Кроме того, переход к адресным дотациям может обернуться падением уровня жизни самых неожиданных слоев населения. Таким образом, вместо обещанного сокращения в ближайшие три года числа бедных в три раза (до 10-12%), правительство может получить рост числа малообеспеченных граждан¦. Неясным остается вопрос и об обещанной чиновниками компенсации за добровольные отчисления. Ее размер, по мнению Дениса Муханова, достаточно существенный, так как предполагает 50-процентную надбавку (то есть 4% гражданин отчисляет сам, и на 2% его премирует государство). LДругой вопрос v в случае если все перейдут на эту добровольную систему, откуда государство возьмет столько средств для стимулирования граждан?¦ v недоумевает г-н Муханов.
Неоднозначно восприняли инициативы Минфина и участники пенсионного рынка. Большинство представителей управляющих компаний разочарованы: у них отняли добрую половину предполагаемых доходов, оставив им распоряжаться незначительными накоплениями тех граждан, которые выбрали их в прошлом году (на их счетах сейчас в среднем около 1000 рублей). По мнению представителей УК, дополнительный рынок получат теперь НПФ, которые будут иметь возможность управлять добровольными отчислениями граждан, ПИФы, а также страховые компании, которые должны также стать участниками пенсионного рынка предположительно с 2006 года. LДля НПФ спектр работы расширяется, появляется дополнительный рынок для страховых компаний, v считает заместитель гендиректора УК LНИКойл¦ Наталия Плугарь. v Для управляющих компаний рынок сжимается фактически вдвое, мы для себя уже решили, что управление пенсионными накоплениями будет для нас фактически социальным, а не коммерческим проектом¦. LСмысл этой реформы получился совсем не таким, каким он первоначально закладывался, v поддерживает коллегу гендиректор УК LМонтес Аури¦ Сергей Стукалов, v Это лишний раз продемонстрировало людям, что правила игры могут меняться, а это, в свою очередь, должно заставить граждан младше 37 лет задуматься о том, что, видимо, о пенсии надо заботиться самостоятельно. Они понесут свои деньги в НПФ и ПИФы. У нас кусок отнимают v в ближайшее время от половины до двух третей денег, на которые мы рассчитывали, будем нам недопоступать¦.
Правда, представители НПФ пока тоже недовольны грядущими изменениями. Их пугает будущее обострение конкуренции между ПФР и НПФ: они опасаются, что правила игры для двух этих участников рынка не будут равными. LФормируется конкуренция между государственной и негосударственной пенсионными системами. Гражданин, созревший для того, чтобы формировать пенсионные накопления из собственных средств, теперь будет выбирать между классическим негосударственным пенсионным обеспечением, предлагаемым негосударственными пенсионными фондами, и предложением ПФР, v сказал RBC daily вице-президент Негосударственного пенсионного фонда электроэнергетики Андрей Железнов. v Эти возможности формирования накоплений, безусловно, существенным образом отличаются друг от друга. Но уже сейчас складывается ощущение, что конкуренция эта не будет равноправной: в рамках НПО граждане не получают льготу по подоходному налогу, и очевидно, что НПФ не смогут доплачивать своим участникам за счет собственных средств. Эта проблема требует дополнительного обсуждения со всеми заинтересованными сторонами, поскольку, на мой взгляд, является существенным препятствием для развития рынка негосударственного пенсионного обеспечения¦.
В целом эксперты негативно восприняли очередные попытки изменения курса пенсионной реформы. LВ России совершенно не прослеживается какой-либо определенной линии реформы, v считает Денис Муханов. v Если на теоретическом уровне еще понятно, что должна быть создана пенсионная система на основе рыночных механизмов, то на практике логика не прослеживается. То есть государство не в состоянии на нормальном уровне содержать пенсионеров, к тому же учитывая рост в будущем этой категории граждан по отношению к численности активного населения, для чего и создается накопительная пенсионная система с привлечением частных институтов. Однако не созданы соответствующие условия для функционирования частных организаций, что продемонстрировал подготовительный этап пенсионной реформы, например, в части информационного обеспечения¦.