Депутаты готовы национализировать ЮКОС
Хотя депутаты не видят в правительственном законопроекте о национализации прямой угрозы ЮКОСу, они не сомневаются, что компания лишится своих активов Во вторник представители четырех политических партий обсудили правительственный законопроект о на.
Во вторник представители четырех политических партий обсудили правительственный законопроект о национализации. Впрочем, хотя в законопроекте нет ни слова о национализации каких-либо конкретных компаний, организованный агентством LРосбалт¦ круглый стол проходил под интригующим лозунгом: LБудет ли национализирован ЮКОС?¦ Любопытно, что по сути самого законопроекта была высказана лишь одна претензия: по мнению большинства участников встречи, национализация должна производиться принятием федерального закона по каждому объекту, а не постановлением правительства, как предлагается в документе. В остальном v дискуссия сама собой перешла на возможность национализации Lнеэффективных¦ предприятий и даже целых отраслей. Впрочем, депутаты v кроме представителей КПРФ v полагают, что законопроект не несет в себе угрозы крупному бизнесу. Однако все они были едины во мнении, что ЮКОС в конечном итоге лишится своих активов. Из этого логически вытекает, что ни сама по себе национализация, ни закон о ней власти не нужны v все необходимые инструменты для перераспределения собственности у нее и так имеются.
Согласно правительственному законопроекту, национализация имущества возможна только в целях удовлетворения потребности государства в продукции или услугах, непосредственно обеспечивающих обороноспособность и безопасность, иначе говоря v в стратегической продукции. Закон предусматривает возмещение собственнику стоимости имущества и понесенных в результате национализации убытков по рыночной стоимости. Национализация денег и ценных бумаг не допускается. Для проведения национализации необходимо, чтобы наименование стратегической продукции и расходы на возмещение убытков собственнику были прописаны в бюджете на соответствующий год. Впрочем, в законе оговаривается, что такая статья бюджета является секретной, поскольку сведения о стратегической продукции составляют государственную тайну. И наконец, решение о национализации, согласно законопроекту, принимается постановлением правительства v а не федеральным законом. Причем законопроект вносит поправку в соответствующую статью 306 Гражданского кодекса, которая гласит, что решение о национализации утверждается федеральным законом. Именно этой статьей законопроекта больше всего недоволен секретарь политсовета СПС Борис Надеждин. По его мнению, законопроект v чисто технический, и национализации, согласно ему, будут подлежать только Lатомные реакторы и заводы по производству термоядерных ракет, случайно оказавшиеся в частных руках¦.
И лишь статью о проведении национализации решением правительства, по мнению г-на Надеждина, следует исключить. Однако затем представитель СПС завел речь об отъеме неэффективных предприятий. LЕсли любой чиновник, даже самый умный, даже если имя его v Греф, будет определять насколько эффективен ваш бизнес, то вскоре речь может зайти о том, насколько эффективно вы используете свое жилье и исполняете свой супружеский долг¦, v заявил Борис Надеждин. Впрочем, о Lнеэффективности¦ в законопроекте правительства нет ни слова. Возможно, такой ход мысли был продиктован инициативой спикера Совета Федерации Сергея Миронова, который на днях предложил отнимать предприятия у Lнеэффективных¦ собственников и перепродавать Lэффективным¦. А может быть, сомнения у г-на Надеждина вызвала расплывчатость формулировки Lстратегическая продукция¦. Известно, что стратегическими производствами считаются и предприятия, производящие кирзовые сапоги. Поэтому, по мнению участников встречи, при проведении национализации государство может руководствоваться совершенно иными критериями. LПод безопасность в нашей стране можно подогнать все что угодно: и котельную, и хлебозавод, v согласился с представителем СПС руководитель экономического отдела ЦК КПРФ Николай Арефьев. v И использовать этот закон можно в целях передела собственности¦.
Нельзя сказать, что опасения СПС и КПРФ безосновательны. Во всяком случае, как стало очевидно во время круглого стола, мысль доминирующих в Госдуме законодателей уже идет куда дальше идей правительства. Так, мотивируя необходимость принятия законопроекта, глава думского комитета по собственности, член фракции LЕдиная Россия¦ Виктор Плескачевский заявил следующее: LДопустим, государство решило проложить дорогу, или муниципалитет разработал градостроительный проект v это напрямую затрагивает проблему национализации¦. Кроме того, депутат сообщил, что в доработанном варианте законопроекта, видимо, будет предусмотрена специальная шкала стоимости активов национализируемого предприятия. За национализацию крупных, начиная с определенного порога стоимости, предприятий будет отвечать федеральное правительство, а мелких v более низкие уровни власти. Между тем в законопроекте ничего не говорится о дорогах как Lстратегической продукции¦, а национализация для удовлетворения нужд субъектов Федерации и муниципальных властей вообще запрещена. Тем не менее единороссы полны решимости принимать за основу и смело улучшать правительственный вариант законопроекта. LЗаконопроект правительства очень плохой, с малой детализацией, но мы намерены принять его осенью в первом чтении¦, v отметил г-н Плескачевский.
По его словам, принятие правительственного законопроекта в нынешнем (читай v в любом) виде необходимо для того, чтобы остановить поток вновь и вновь вносимых, глубоко политизированных законопроектов на эту же тему. Затем, как утверждает Виктор Плескачевский, законопроект будет отправлен на Lглубочайшую доработку¦, о смысле которой, впрочем, можно догадываться, исходя из сказанного им уже сейчас. Правда, создалось впечатление, что принятие или непринятие законопроекта v каким бы жестким или либеральным он ни был v мало повлияет на отношения государства и бизнеса. Из присутствующих лишь представители КПРФ заявили, что законопроект может представлять угрозу для крупного капитала. Члены СПС, LЕдиной России¦ и ЛДПР сочли, что это едва ли возможно. Однако когда к концу встречи журналисты все-таки задали вопрос, вынесенный организаторами в заголовок приглашений, ответ был однозначен. LЮКОС продадут, обязательно продадут и поделят, v сказал Николай Арефьев. v Иначе государство за все это и не бралось бы¦. Виктор Плескачевский был менее категоричен. LБес его знает, возможно, новый собственник и появится, если будет банкротство, и оно будет доказано не Басманным судом¦, v сказан он. Борис Надеждин высказал компромиссную точку зрения: LИмущество ЮКОСа схавают шакалы, но в рамках установленных процедур¦. Он же и поставил в дискуссии смысловую точку. LНикакого сигнала бизнесу в этом законопроекте нет, v сказал г-н Надеждин. v Потому что никакие конструкции и законопроекты не помешают российской власти осуществить передел собственности¦.