Россияне не верят в светлое будущее
Замена льгот денежными компенсациями ожидается гражданами с пессимизмом Россияне испытывают тревожные чувства в связи с предстоящей заменой социальных льгот материальными компенсациями (о замене говорить уже можно уверенно, так как соответствующи.
Россияне испытывают тревожные чувства в связи с предстоящей заменой социальных льгот материальными компенсациями (о замене говорить уже можно уверенно, так как соответствующий законопроект прошел третье чтение в Госдуме, а спикер Совета Федерации Сергей Миронов пообещал, что документ минует и верхнюю палату).
Об этих настроениях рядовых граждан можно судить, в частности, по опросам общественного мнения, проведенным специалистами Аналитического центра Юрия Левады. На вопрос о том, как изменится их финансовое положение в ближайшие шесть месяцев, 22% респондентов ответили, что оно ухудшится, в то время как на аналогичный вопрос год назад аналогичным образом отвечали 16%. Соответственно, число оптимистов упало с 16% до 14%. 26% вместо 21% в мае полагают, что они никогда не смогут приспособиться к тем изменениям, которые происходили в стране начиная с 90-х годов, и с 20% до 19% сократилось число тех, кто считает, что приспособятся к этим изменениям Lв ближайшем будущем¦. Трудно не связать этот факт с пресловутой монетизацией льгот, тем более что 61% опрошенных на вопрос о цели указанной реформы отвечают, что она производится для экономии бюджетных средств за счет обездоленных слоев населения. Примечательно, что значительно возросло число выступающих за основные социальные льготы v бесплатную медицину и образование (68% против 63% полтора года назад). То обстоятельство, что значительное число россиян ожидают негативных изменений для себя лично уже в ближайшие полгода, свидетельствует, что от правительства ожидают быстроты и натиска в проведении в жизнь нового законопроекта, точнее уже почти закона.
Те же настроения в целом демонстрируют и данные ФОМ. 21% опрошенных специалистами этого центра предпочли бы сохранение льгот, и только 13% высказались за Lживые деньги¦ (остальные не определились). Правда, когда вопрос формулируется несколько по-другому v LЛичное отношение к замене некоторых льгот компенсациями¦ v тут картина несколько иная: 37% относятся к идее положительно и 36% v отрицательно. Среди самих льготников настроения другие: 47% Lпротив¦ и 37% Lза¦.
Растет и число пессимистов, не верящих в возможность решения жилищной проблемы для большинства россиян в ближайшие годы. Всего 2% (это уже по июльскому опросу ВЦИОМ) ответили Lопределенно да, такое возможно¦, еще 17% сказали Lскорее да¦, и 42% v Lопределенно нет¦. В какой-то степени это обстоятельство еще можно связать с запредельными ценами на недвижимость в столице (хотя опрос проводился по всей России), но показательно массовое сомнение в том, что недавно одобренный Lжилищный пакет¦ что-то улучшит. Так, всего 3% рассчитывают улучшить свои жилищные условия за счет ипотечного кредита v между тем на ипотеку, как на панацею от проклятого квартирного вопроса, активнее всего уповали и правительство, и президент в своем послании ФС.
В любом случае говорить о том, что последние социально-экономические реформы популярны, не приходится. Можно отметить, что такая ситуация вполне естественна: в России кардинальные изменения редко опирались на широкую народную поддержку. Но, с другой стороны, не так уж часто изменения приводили к положительному результату, так что возникает вопрос, кто в итоге больше прав v народ или реформаторы.
Во всяком случае правительству, которому проводить еще одну весьма непопулярную реформу v ЖКХ, есть о чем призадуматься. Рейтинг правительства (данные центра Левады) с апреля почти неуклонно падает v с 44% до 37%, как и личный авторитет Михаила Фрадкова. Конечно, кабинет Михаила Касьянова зачастую был популярен еще менее, да и вообще российские правительства редко пользовались народной симпатией, но все же, если так пойдет дело и дальше, авторитет кабинета поневоле придется активнее поддерживать тому, чья популярность до сих пор сомнений не вызывала. А именно Владимиру Путину (72% опрошенных социологами того же центра высказали в июле свою поддержку президенту v это, правда, несколько меньше, чем число поддерживающих его в апреле-мае).
Последние данные официальной статистики, свидетельствующие о продолжающемся расслоении российского общества, должны быть особенно тревожны для правительства. В условиях, когда практически растут доходы всего 20% граждан (на них приходится почти 50% общих доходов), кусков Lхлеба насущного¦ у остальных если и становится больше, то прибавление идет мизерными темпами (этим и объясняется отсутствие надежд на улучшение жилищных условий у большинства). Все это малоподходящий фон для проведения реформ с непредсказуемыми социальными последствиями. Точнее, малоподходящим он был бы везде, кроме России, поскольку, что бы народ ни думал о действиях правительства, подняться на массовые акции протеста россиянам крайне нелегко. Что, с одной стороны, минус, а с другой v плюс: иначе никаких реформ, в том числе и с частично положительными последствиями, у нас не было бы никогда.