USD 102.9125

-0.52

EUR 108.7016

-0.31

Brent 74.07

+0.26

Природный газ 3.212

-0.01

...

Бензин начнет дешеветь с 1 октября

Однако гарантий того, что цены на топливо не начнут расти снова в следующем году, нет C 1 октября в России начнет дешеветь бензин. С таким прогнозом выступил вчера заместитель главы Минэкономразвития Андрей Шаронов.

Бензин начнет дешеветь с 1 октября

Однако гарантий того, что цены на топливо не начнут расти снова в следующем году, нет

C 1 октября в России начнет дешеветь бензин. С таким прогнозом выступил вчера заместитель главы Минэкономразвития Андрей Шаронов. Произойдет это самым естественным образом: просто к тому времени начнется сезонное сокращение спроса на топливо. Так что поставить это достижение в заслугу не получится никому: ни антимонопольному ведомству, которое в течение всего лета раскрывало бензиновые заговоры в регионах, ни самому МЭРТ, которое продолжает экспериментировать с вывозными пошлинами на нефтепродукты. Впрочем, попытки решить проблему с ростом цен на бензин не прекращаются. К примеру, Законодательное собрание Иркутской области сегодня должно внести в Госдуму предложение принять закон о регулировании внутрироссийских цен на нефть и нефтепродукты, а Департамент госрегулирования, внешнеэкономической деятельности и таможенного регулирования МЭРТ на этой неделе обсуждает с нефтяниками новый вариант механизма установления таможенных пошлин на нефтепродукты. Впрочем, по мнению экспертов, первая инициатива не получит поддержку у парламентариев, а таможенные пошлины, если только они не станут запретительными, экспорт бензина не остановят. Получается, что следующей весной, с началом посевной, цены на топливо в России начнут расти снова.

По данным ЦИК ННР LКортес¦, отпускные цены российских НПЗ на бензин в период с 11 по 17 сентября 2004 г. повысились на 0,25%. Рыночные цены на топливо увеличились на 0,51%. Всего же с начала года, по данным Минпромэнерго, отпускные цены российских НПЗ по низкооктановым бензинам выросли на 32,7%, по высокооктановым v на 29%, по дизельному топливу v на 31,5%, по топочному мазуту v на 18,2%. Версий, почему бензин дорожает, в течение года было высказано множество. Основные v рост цен на нефть за рубежом и монопольное положение крупнейших нефтяных компаний на региональных топливных рынках. Есть и более оригинальные точки зрения. LПо сведениям из источников, которым можно доверять, рост цен на бензин стал следствием нарушения негласной договоренности между Кремлем и нефтяными компаниями, v сказал RBC daily отраслевой эксперт, попросивший не упоминать свое имя в статье. v Она заключалась в том, что власти не предъявляют претензий к нефтяникам, а те, в свою очередь, не повышают цены. Инициировав Lдело ЮКОСа¦, Кремль фактически нарушил это соглашение. В результате мы сейчас имеем то, что имеем¦.

Впрочем, каковы бы ни были действительные причины удорожания бензина, расти ценам на топливо, по всей видимости, осталось недолго. Как сообщил вчера заместитель главы Минэкономразвития Андрей Шаронов, с 1 октября МЭРТ прогнозирует снижение цен на бензин. По его словам, это не будет следствием повышения экспортных пошлин на нефтепродукты. Вклад в эту победу антимонопольного ведомства, которое с конца весны с подачи министра финансов Алексея Кудрина активно борется со сговорами на региональных топливных рынках, скорее всего, также будет небольшой. На самом деле, как сообщил г-н Шаронов, снижение цен на дизельное топливо и светлые нефтепродукты является сезонным эффектом, связанным с окончанием летнего сезона.

С ним соглашаются и опрошенные RBC daily эксперты. LСвою роль в снижении цен с середины осени могут сыграть и экспортные пошлины. Ведь за первую половину сентября экспорт дизельного топлива уже сократился более чем на 15%. Некоторое психологическое давление на рынок может оказать поддержка правительством топливных интервенций, о которой сообщил глава ФАС Игорь Артемьев. Однако основной причиной перемены тенденции может стать то, что к октябрю подойдет к концу уборочная кампания, сократится речная навигация, да и за рубежом сезонный фактор может стать причиной снижения мировых цен на нефть. То, что коэффициент корреляции между внутренним и международным нефтяными рынками высок, может привести, по крайней мере, к стабилизации цен на топливо в стране¦, v сказал RBC daily аналитик ИГ LАнтанта-Капитал¦ Александр Блохин.

Впрочем, попытки повлиять на цены на бензин другими методами не прекращаются. В частности, на этой неделе Минэкономразвития и крупнейшие нефтяные компании вырабатывают Lокончательный¦ вариант механизма установления таможенных пошлин на нефтепродукты. Однако специалисты отмечают, что каким бы ни был новый вариант пошлин, повлиять на топливный рынок внутри страны они вряд ли смогут. LВ нашей стране растут цены на автомобильный бензин, а экспортными пошлинами можно регулировать вывоз только прямогонного бензина. Именно он вывозится из России на дальнейшую переработку, потому что готовое топливо, производимое у нас, не отвечает международным стандартам. Вводить регулирующие пошлины целесообразно, пожалуй, только на дизельное топливо¦, v отметил в беседе с RBC daily исполнительный директор Российского топливного союза Григорий Сергиенко.

С другой инициативой вчера выступило Законодательное собрание Иркутской области. Его председатель Геннадий Истомин сообщил, что сегодня в Госдуму будет внесено предложение разработать и принять закон о регулировании внутрироссийских цен на нефть и нефтепродукты. Парламентарии региона считают, что регулирование цен на ГСМ можно наладить в масштабах России по аналогии с регулированием энерготарифов, а государственным органом, уполномоченным на это, могла бы стать Федеральная энергетическая комиссия РФ. Это предложение неожиданно нашло поддержку в топливных кругах. LВ определенной степени я поддерживаю это решение, v говорит Григорий Сергиенко. v После того как инфраструктура нефтяной отрасли перешла в руки частных компаний, не произошло формирование рыночного сектора. До сих пор в стране нет достаточно объективных рыночных механизмов, работающих на основе спроса и предложения, которые формировали бы внутренние цены на нефть и нефтепродукты. Вся нефтедобыча находится в руках ВИНК, которые могут решать, поставлять им нефть в один регион или в другой по той цене, которая им кажется выгодной. Разве это рынок? В таких условиях эффективно регулировать цены можно только через директивное регулирование. Причем в некоторых случаях стоило бы пожертвовать и экономической эффективностью для нефтяных компаний¦.

Однако это предложение вряд найдет поддержку в Госдуме. LПодавляющее большинство тех, кто знаком с данной проблематикой, начнут говорить, что это шаг назад. Ведь даже в худшие годы ограничения вводились только за счет пошлин или обязательных поставок¦, v полагает Александр Блохин. LПоддержки этой инициативы не будет, v соглашается с ним Григорий Сергиенко. v Те, от кого зависит это решение, лукавят, делая вид, что ничего не происходит. А между тем нефтяные компании что хотят, то и делают¦. А по мнению аналитика Банка ЗЕНИТ Евгения Суворова, даже если идея и будет поддержана, работать этот механизм не сможет. LДопустим, цены на нефтепродукты будут устанавливаться на определенный срок, скажем на полгода. Но при текущей динамике мировых цен на топливо на протяжении этого периода установленная цена настолько устареет, что компании станут экспортировать нефтепродукты в еще большем объеме, чем раньше. Это опять приводит нас к вопросу изменения экспортных пошлин¦, v сказал он RBC daily.

Получается, что в отсутствие действительно эффективных вариантов стабилизации ситуации на российском топливном рынке грядущее снижение цен на бензин, скорее всего, будет временным, и с весны 2005 г. цены могут начать расти снова. Некоторые эксперты ранее уже высказывали мнение, что цена ходовых марок бензина в следующем году может вплотную приблизиться к европейской, которая сейчас составляет около 1 евро. Остается надеяться только на снижение мировых цен на нефть, благо Международное энергетическое агентство прогнозирует, что высокими они останутся недолгое время.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram