LЛУКОЙЛ¦ попробует украинского сала
Нефтяная компания планирует существенно увеличить принадлежащую ей сеть АЗС на Украине в 2005 г. Нефтяная компания LЛУКОЙЛ¦ решила более чем в полтора раза увеличить число подконтрольных ей АЗС на Украине, доведя его к концу 2005 г. до 250 штук.
Нефтяная компания LЛУКОЙЛ¦ решила более чем в полтора раза увеличить число подконтрольных ей АЗС на Украине, доведя его к концу 2005 г. до 250 штук. Как сообщили RBC daily в LЛУКОЙЛ-Украине¦, развитие будет осуществляться преимущественно за счет строительства и покупки собственных АЗС, а не на основе джобберских схем. Между тем владелец крупнейшей сети АЗС на Украине v компания LТНК-Украина¦ v приостановил реализацию своих планов розничного развития. В компании объясняют это решение изменением стратегии в связи со сменой акционеров ТНК, однако специалисты полагают, что этому могло способствовать введение механизма регулирования цен на топливо на территории страны, а также анонсированная экспансия НАК LНафтогаз Украины¦ на розничный рынок. Впрочем, по мнению экспертов, LЛУКОЙЛ¦ поступил правильно, решившись не копировать действия конкурента. Ведь украинский рынок нефтепродуктов v один из самых быстрорастущих на территории бывшего СССР, и временные сложности компании могут быть компенсированы ростом прибыли в долгосрочном периоде.
Крупнейшая сеть АЗС на Украине принадлежит компании LТНК-Украина¦. По джобберским соглашениям под брендом LТНК¦ работают около 1060 АЗС, 40 АЗС непосредственно принадлежат компании. Компания LЛУКОЙЛ-Украина¦ контролирует 162 АЗС. Год назад их число составляло 163 станции, к началу 2004 г. количество заправок LЛУКОЙЛа¦ на Украине достигло почти 200 единиц. В текущем году сеть была сокращена. Как объяснили RBC daily в компании, это связано с политикой компании в отношении неэффективных АЗС, в основном работающих на основе джобберских контрактов. Однако, как стало известно, в ближайшее время LЛУКОЙЛ¦ возобновит экспансию на розничном рынке нефтепродуктов Украины. До конца 2005 г. компания планирует более чем в полтора раза v до 250 штук v увеличить число АЗС в стране. Руководитель управления общественных связей LЛУКОЙЛ-Украины¦ Валерий Рясик рассказал RBC daily, что основой развития должно стать строительство собственных АЗС. LВопрос взаимодействия с новыми джобберами будет носить второстепенный характер по сравнению с увеличения числа своих станций¦, v отметил он.
Между тем компания LТНК-Украина¦ решила повременить с аналогичными планами. LМы сейчас пересматриваем свою стратегию в области розничного развития, v сообщил RBC daily в пресс-службе ООО LТД ТНК-Украина¦. v Если раньше мы достаточно активно заявляли, что хотим приобрести около 500 заправок в ближайшие три года, то сейчас эти планы меняются¦. Такое решение в компании объясняют появлением в числе акционеров ТНК британской BP. LМы сейчас изучаем опыт BP. Мы на данный момент взяли паузу для того, чтобы осмотреться, чтобы уточнить стратегию своего поведения¦, v пояснили в LТНК-Украине¦.
Впрочем, специалисты отмечают и другие факторы, которые могли повлиять на изменение планов LТНК-Украины¦. Во-первых, в связи с разразившимся в этом году на Украине бензиновым кризисом в стране фактически введен госконтроль изменения цен на топливо. Согласно меморандуму о стабилизации и развитии рынка нефтепродуктов страны, подписанному этим летом, руководители украинских нефтяных компаний, в их числе LЛУКОЙЛ-Украина¦ и торговый дом LТНК-Украина¦, пообещали обеспечить продажу бензина марки А-95, от стоимости которой зависят цены остальных, не выше 2,9 гривен за литр. В результате, по некоторым оценкам, рентабельность розничной торговли нефтепродуктами в стране вплотную приблизилась к нулевой.
Во-вторых, о своих планах экспансии заявила создающаяся в настоящее время на базе НАК LНафтогаз Украины¦ национальная вертикально-интегрированная нефтяная компания. LПерспективы развития LЛУКОЙЛа¦ на Украине v это, безусловно, вопрос финансовых возможностей компании, однако не в последнюю очередь успех компании будет зависеть от результата создания ВИНК на базе LНафтогаза Украины¦, от того, какими темпами НАК будет развивать свою сеть АЗС¦, v сказал RBC daily директор энергетических программ Украинского центра экономических и политических исследований им. Александра Разумкова Владимир Сапрыкин.
Однако, по мнению экспертов, компания LЛУКОЙЛ-Украина¦ выбрала правильную стратегию, решив не ждать с открытием новых АЗС. LВначале сеть LНафтогаза Украины¦ предполагается развивать за счет создания джобберской сети, и лишь потом v за счет строительства собственных АЗС. В свое время LЛУКОЙЛ¦ также развивался путем заключения договоров франчайзинга, но, судя по его текущим действиям, он больше ориентируется на собственные заправки. Поэтому конкуренция между НАК и LЛУКОЙЛом¦ может быть не столь жесткой, как между НАК и ТНК¦, v сказал RBC daily директор украинского научно-технического центра LПсихея¦ Сергей Сапегин. Кроме того, по мнению аналитика Rye, Man & Gor Securities Дмитрия Царегородцева, развитие сбытовой сети на Украине, где сложно контролировать качество топлива у джобберов, целесообразно осуществлять именно за счет строительства собственных АЗС.
Что же касается рентабельности проекта, то, по словам Дмитрия Царегородцева, она действительно может быть нулевой, если речь идет исключительно о сбытовых операциях. LОднако она должна возрасти при учете вертикальной интеграции. LЛУКОЙЛ¦ не сможет обойтись без поставок на украинские НПЗ, а коль скоро там будет перерабатываться нефть компании, лучше развивать на месте и сбыт. Брендованные заправки получают большую маржу, чем оптовая продажа топлива независимым розничным трейдерам¦, v сказал он RBC daily. А по мнению Сергея Сапегина, проблемы с рентабельностью и контролем цен будут носить временный характер. LВ последнее время акценты были несколько смещены с вопроса строительства на ценовые проблемы, однако это не должно продлиться долго¦, v полагает он. LСама по себе украинская экономика интересна потенциальным инвесторам хотя бы потому, что она v одна из самых быстроразвивающихся на постсоветском пространстве, v резюмирует Дмитрий Царегородцев. v Поэтому стратегия LЛУКОЙЛа¦ на Украине вполне соответствует его политике избавления от неинтересных активов. LЛУКОЙЛ¦ избавляется от мелких объектов в рознице, таких как, например, в Восточной Европе [три АЗС LЛУКОЙЛ¦ продал в Чехии v RBC daily], которые никак нельзя назвать странообразующими, а такие подразделения, как LЛУКОЙЛ-Украина¦, он развивает, ориентируясь на долгосрочную перспективу¦.