Рост налоговой нагрузки на нефтяные компании с 2005 года ляжет дополнительным бременем на отечественных автомобилистов
Действующая налоговая система России ставит под сомнение инвестиционную привлекательность нефтяной отрасли. Если в текущем году компании отрасли еще покажут хорошую рентабельность, то с 2005 г., когда вступит в силу новая шкала взимания налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ), более 20% нефтедобычи в России станут убыточными. К такому выводу пришли участники прошедшей вчера конференции, посвященной влиянию налоговой системы на перспективы развития отечественной нефтяной промышленности. Для решения этой проблемы выступавшими экспертами были предложены по крайней мере два способа: дифференциация НДПИ, идея которой витает в воздухе уже больше года, и отмена экспортной пошлины в пользу больших изъятий из прибыли компаний. Впрочем, не придя к единому мнению относительно того, как лучше реформировать налоговую систему, которая, кстати, менялась за последнее время уже дважды, они нашли другой способ увеличения доходности нефтяников v строительство новых трубопроводных маршрутов. Пока магистральные трубопроводы в направлении Находки и Мурманска находятся только в проекте, нефтяники будут компенсировать убытки из кошельков россиян, подняв с нового года цены на нефтепродукты внутри страны.
В соответствии с существующей налоговой системой, когда цена на нефть превышает уровень 25 долл. за баррель, 95% всей дополнительной выручки нефтяных компаний уходит на уплату налогов, при этом 65% v это экспортная пошлина и 30% v ставка НДПИ. С 2005 г. на уплату налогов будет уходить даже больше средств, чем нефтяники смогут выручить за проданную нефть. Такие цифры привела на прошедшей накануне конференции LВлияние налоговой системы на перспективы нефтяной отрасли России¦ начальник аналитического управления НК LЮКОС¦ Галина Антонова. Похожие данные сообщил и партнер PricewaterhouseCoopers Михаил Клубничкин. LПри цене в 20-25 долл. за баррель и доле экспорта нефти в 35%, типичной для независимых нефтяных компаний, налоговые изъятия составят 108% от дополнительных доходов, связанных с ростом цены. При цене свыше 25 долл. за баррель уровень изъятий составит уже 128%. Точкой перелома является доля экспорта в 62%. Примерно такое соотношение экспорта и поставок на внутренний рынок демонстрируют крупные ВИНК. Они получат нулевой результат при росте либо падении цены в диапазоне выше 25 долл., а доходы независимых компаний будут тем меньше, чем выше цена¦, v отметил он. В результате, как отмечали участники конференции, нефтяная отрасль России вряд ли сможет выйти на уровень добычи в 550-570 млн т в год к 2010 г., как это заложено в Энергетической стратегии России до 2020 г.
Решить эту проблему участники дискуссии попытались несколькими способами. По традиции последнего времени основная дискуссия завязалась вокруг идеи дифференцировать НДПИ, сделав его ниже для новых, а также истощающихся месторождений, отвязав предварительно его ставку от мировых цен на нефть. LСправедливая система налогообложения должна предусматривать налог подобного типа в размере от 8% до 15%¦, v предположил Владимир Коновалов, директор Petroleum Advisory Group. Причем, по мнению зампреда комитета Госдумы по бюджету и налогам Андрея Макарова, останавливаться на этом не стоит. LПлатеж должен быть соизмерим с объемами добычи и качеством нефти. Система НДПИ на сегодняшний день позволяет учитывать только показатель объема. Она станет более эффективной, если регламентировать отношения государства и недропользователя не налоговым, а гражданско-правовым законодательством. Это означает индивидуальные отношения государства и компаний и дает больше возможностей, в том числе с точки зрения принуждения¦, v сказал г-н Макаров. Как ни странно, эта идея не осталась без поддержки. LНалоговая нагрузка сложна в индивидуализации. Гражданское же право позволяет государству маневрировать в отношениях с недропользователями¦, v согласился замдиректора департамента Минэкономразвития Всеволод Гаврилов.
Впрочем, по мнению экспертов, одним изменением концепции НДПИ, тем более столь кардинальным, обойтись не удастся. LНалоги, основанные на доходах (экспортные пошлины, НДПИ), могут больно ударить по производству при снижении цен на нефть. Получению хороших экономических результатов будет способствовать налогообложение, основанное на прибыли компаний¦, v сказал Владимир Коновалов. Выступавшие предложили отменить экспортные пошлины на нефть, а заодно и на нефтепродукты, а выпадающие доходы бюджета компенсировать дополнительными налогами на прибыль нефтяников. При этом в каждом выступлении звучала оговорка, что для реализации этой задумки хорошо бы было сначала решить вопрос с трансфертным ценообразованием, которое в таком случае неизбежно станет головной болью фискальных органов. Но этот вопрос, к сожалению, был оставлен специалистами без ответа.
Не найдя панацеи от налоговых проблем, участники конференции принялись решать другие задачи увеличения эффективности работы нефтяников, тем более что, как отметил начальник экспертного управления президента РФ Аркадий Дворкович, налоги в России v это больше, чем просто фискальный инструмент, и, обирая нефтяников, правительство решает параллельно общенародную задачу снижения инфляции. Да и при новой налоговой системе рентабельность нефтяного сектора, по оценкам начальника управления инвестиционного анализа LЛУКОЙЛа¦ Андрея Гайдамаки, не будет ниже 9-10%. Вероятно, именно поэтому он предложил решать проблемы отрасли другим путем, а именно за счет строительства новых трубопроводов. По его мнению, это позволит не только увеличить прибыль, съедаемую сейчас расходами на транспортировку по железной дороге, но и выровнять соотношение цен на нефть российской марки Urals и более качественной Brent.
Впрочем, того момента, когда нефтяники получат подарок в виде двух новеньких труб из Восточной Сибири до Находки и из Западной Сибири до Баренцева моря, нужно еще подождать, а налоги повысятся менее чем через два месяца. Это, конечно, не означает, что компании начнут работать себе в убыток и мечтать о низких ценах на нефть. На самом деле, как пояснила Галина Антонова из ЮКОСа, дополнительные расходы будут компенсированы, как обычно, за счет отечественных потребителей нефтепродуктов. LС 2005 г. убыток от разницы между суммой налоговых выплат и экспортной выручкой, а также от инфляционного прироста затрат на производство продукции, роста налоговых платежей на внутреннем рынке и снижения курса доллара, в сумме 4% от выручки с экспортных поставок, придется компенсировать на внутреннем рынке¦, v сообщила она.
...
Нефтяники России терпят убытки
Рост налоговой нагрузки на нефтяные компании с 2005 года ляжет дополнительным бременем на отечественных автомобилистов Действующая налоговая система России ставит под сомнение инвестиционную привлекательность нефтяной отрасли.