Отдайте 20 миллиардов
ЮКОС выполнил свою давнюю угрозу подать иск против покупателей LЮганскнефтегаза¦. Российский холдинг намерен взыскать с LРоснефти¦, LБайкалфинансгрупп¦, а также LГазпрома¦ и LГазпромнефти¦ Lболее чем 20 млрд долл.
О своем намерении судиться в международных судах со всяким, кто замешан в покупке LЮганскнефтегаза¦ Lпо заниженной цене¦, ЮКОС объявлял задолго до проведения исторического аукциона 19 декабря. Сам опальный холдинг оценивал свой актив приблизительно в 20 млрд долл., однако 77% акций предприятия было реализовано за 9,35 млрд долл. Покупателем стала никому ранее не известная LБайкалфинансгрупп¦, которая через несколько дней после аукциона была приобретена LРоснефтью¦. Еще одним участником аукциона была LГазпромнефть¦. Она пошла на торги, несмотря на прямой запрет американского суда, куда ЮКОС в надежде вырвать LЮганскнефтегаз¦ из рук судебных приставов в середине декабря подал иск о добровольном банкротстве. Впоследствии выяснилось, что на момент проведения аукциона LГазпромнефть¦ уже не принадлежала LГазпрому¦. Буквально накануне она в спешном порядке была перепродана неаффилированной структуре. Надолго ли останется LБайкалфинансгрупп¦ в составе LРоснефти¦, тоже неизвестно.
Кроме того, в пятницу ЮКОС сообщил, что уже подал в суд Хьюстона план проведения собственного банкротства для Lсправедливого обращения с кредиторами, акционерами и правительством России¦. Компания просит, чтобы 1 мая 2005 года стало крайним сроком для подачи к ней любых претензий в рамках дела о банкротстве.
Правда, пока у российских компаний есть все шансы избежать столкновения с ЮКОСом в судах США. Еще в конце прошлого года Deutsche Bank подал в Хьюстоне заявление с просьбой прекратить рассмотрение дела. Германский банк является одной из сторон процесса, поскольку возглавлял консорциум западных банков, намеревавшихся предоставить LГазпрому¦ на покупку LЮганснефтегаза¦ 10 млрд долл. Хьюстонский суд запретил выделять средства на эти цели. Deutsche Bank и его коллеги не стали нарушать постановление судьи, однако юристы банка намерены его оспорить, поскольку уверены: дело ЮКОСа не подпадает под юрисдикцию американцев. Как известно, ЮКОС объяснял свое обращение именно в суд Хьюстона тем, что в этом городе с декабря живет в собственном доме и там же работает финансовый директор российского холдинга Брюс Мизамор. По данным The Wall Street Journal, в четверг адвокаты LГазпромнефти¦ представили в суд документы, согласно которым г-н Мизамор не может вести бизнес из своего дома в Хьюстоне, так как это запрещено соглашением жильцов микрорайона, которое было подписано еще в 1988 году.
Кроме того, ЮКОС заявлял о наличии у него в Америке активов, под которыми подразумевались 2 млн долл., внесенные на депозит одного из банков Хьюстона Lдочкой¦ опальной компании. Правда, затем эта цифра была увеличена до 27 млн долл. Юристы Deutsche Bank считают эти обстоятельства Lнадуманными¦.
Но даже если на слушаниях, назначенных на среду и четверг, будет принято решение продолжить дело ЮКОСа, то 22 февраля суд рассмотрит поданное на прошлой неделе ходатайство LГазпромнефти¦, аналогичное просьбе Deutsche Bank. По словам адвоката LГазпромнефти¦ Майкла Голдберга, которые приводит Bloomberg, Lесли ЮКОС сможет продолжать это дело, то иностранные компании смогут в будущем беспрепятственно избегать уплаты налогов и штрафов у себя дома, лишь направив своего сотрудника в Америку¦. По мнению юриста, фактически ЮКОС, подав иск в США, требует от суда принятия решений, которые бы прямо или косвенно отменяли или объявляли незаконными отдельные действия российского правительства. LЕсли техасский судья будет рассматривать дело, -- отметил г-н Голдберг, -- это покажет миру, что американский суд считает, что он имеет право вмешиваться в исключительно внутренние дела России¦.
Но и в ЮКОСе не сидят сложа руки. В Вашингтон уже прилетали крупные акционеры ЮКОСа -- Михаил Брудно и Владимир Дубов, а 17 февраля председатель правления ЮКОСа Стивен Тиди выступит с докладом в американском сенате.