USD 97.5499

+0.11

EUR 106.1426

+0.3

Brent 73.1

0

Природный газ 2.663

0

...

Заправляйте, хлопцы, коней

Президенты вмешались в российско-украинский бензиновый конфликт Владимиру Путину и Виктору Ющенко вчера пришлось вмешаться в конфликт между официальным Киевом и российскими нефтяниками, работающими на Украине, - ЛУКОЙЛом и ТНК-ВР.

Заправляйте, хлопцы, коней

Президенты вмешались в российско-украинский бензиновый конфликт


Владимиру Путину и Виктору Ющенко вчера пришлось вмешаться в конфликт между официальным Киевом и российскими нефтяниками, работающими на Украине, - ЛУКОЙЛом и ТНК-ВР. Как известно, на днях кабинет Юлии Тимошенко ввел госрегулирование цен на бензин и дизельное топливо, а антимонопольный комитет начал расследование против компаний, обвиняя их в картельном сговоре. Нефтяники же пожаловались на ситуацию российскому премьеру Михаилу Фрадкову, и он, судя по всему, обсуждал вчера ее с Владимиром Путиным.


Как сообщила вчера вечером кремлевская пресс-служба, Владимир Путин и Виктор Ющенко "обсудили по телефону практические вопросы двустороннего сотрудничества": "Президент Украины информировал о планах предстоящих встреч с руководителями ряда крупных российских нефтяных компаний в целях нахождения совместных, взаимоприемлемых, рыночных решений имеющихся проблем". Слова "совместные, взаимоприемлемые, рыночные" указывают на то, что в ближайшие дни украинские власти могут прекратить атаку на российских нефтяников. Вопрос только - в обмен на что?


Российские нефтяные компании занимают две трети рынка нефтепродуктов Украины. ЛУКОЙЛ владеет Одесским НПЗ, ТНК-ВР - Лисичанским, "Укртатнафта" ("дочка" "Татнефти") - Кременчугским, Группа "Альянс" совместно с "Казахойл" - Херсонским.


Телефонному разговору президентов двух стран предшествовала бурная отповедь г-жи Тимошенко в адрес ТНК-ВР и ЛУКОЙЛа. "Никто не будет воспитывать правительство никакими пресс-конференциями (накануне была проведена пресс-конференция руководства украинского подразделения ТНК-ВР. - Ред.). К диалогу мы готовы. Завтра я встречаюсь с руководством ТНК-ВР, послезавтра - с руководством ЛУКОЙЛа". По ее словам, процесс переговоров правительства с компаниями проходит "очень тяжело": "Они хотят оставить руку не на пульсе, а на горле. Полагаю, эту философию нужно менять", - заявила г-жа Тимошенко. Она отметила, что при приватизации украинских нефтепродуктов предпочтение было отдано российским нефтекомпаниям с учетом того, что они не только перерабатывают нефть, но и добывают ее. Таким образом Украина планировала обеспечить стабильность поставок нефтепродуктов. "Одна власть уходит, другая приходит, и кому-то кажется, что на этих переходах они могут устраивать вакханалию и зарабатывать сверхприбыли, - заявила г-жа Тимошенко. - На Украине так не будет - будут честные партнерские отношения. Со временем не останется монополий, не контролируемых государством".


Еще более жестко вчера высказывался вице-премьер Украины Николай Томенко: "Сегодня правительство начало жесткую защиту потребителя в отношениях с одной и другой категорией участников рынка, - цитирует его Интерфакс. - Правительство сделает все, чтобы не допустить, чтобы несколько финансово-промышленных групп контролировали энергетический рынок Украины. Между прочим, надо было бы пересмотреть инвестобязательства тех людей, которые выкупали стратегические предприятия, и мы это сейчас делаем". Он назвал ошибкой прежней власти продажу стратегических предприятий в обмен на политическую лояльность, в том числе и в отношениях между странами. "Исправление этих ошибок должно быть таким, чтобы наши партнеры в России понимали, что мы не проводим какую-то недружественную политику, а пытаемся просто убедить бизнесменов, что российский, американский, польский и украинский бизнесмен должны жить по одним правилам - они называются законы Украины".


Очевидно, руководители украинского правительства пеняли российским нефтяникам за то, что они, во-первых, прекратили торговать бензином по установленным государством ценам, что едва не привело к дефициту топлива, а во-вторых, за то, что пожаловались Михаилу Фрадкову. ТНК-ВР остановила реализацию своей продукции на 51 своей АЗС. А учитывая, что принадлежащий ей Лисичанский НПЗ находится на ремонте, то 1000 заправок, которые по договору работают под ее брендом и обязаны приобретать продукцию на ЛИНОСе, тоже оказались не у дел. А в письме российскому премьеру нефтяники написали: "На высоком правительственном уровне обсуждается возможность реприватизации нефтеперерабатывающих предприятий, принадлежащих российским компаниям, в частности, Лисичанского НПЗ, а плановая остановка на ремонт Лисичанского и Херсонского НПЗ объявляется чуть ли ни главной причиной роста цен на нефтепродукты. При этом решения по директивному регулированию рынка нефти и нефтепродуктов принимаются правительством Украины вне рамок диалога с нефтепереработчиками".


Впрочем, ситуация, сложившаяся на бензиновом рынке Украине, по сути, ни чем не отличается от тех проблем, с которыми уже второй год сталкиваются потребители сырья во всем мире. Дело в том, что нефть продолжает дорожать - в последнее время ее цена практически не опускается ниже отметки в 50 долл. за баррель. Вслед за этим растет и стоимость нефтепродуктов - акциз зависит от цены на нефти, да и нефтяникам выгоднее экспортировать сырье в Европе, нежели перерабатывать его в России или на Украине на морально устаревших заводах. Проблему обостряет сезонное подорожание топлива накануне начала весенних сельскохозяйственных работ, когда спрос на него резко увеличивается.


Однако если в России все еще думают, как рыночным способом решать бензиновую проблему, то на Украине стали пользоваться сугубо советскими методами - установив максимальные розничные цены и запретив экспорт. Хотя еще в феврале Виктор Ющенко, встречаясь с представителями российского бизнеса, обещал создание рыночных условий и честных правил игры в обмен на добросовестную уплату налогов. Нефтяники утверждают, что налоги они платили полностью и в срок. Хотя и пожаловались на украинских чиновников в письме г-ну Фрадкову, что те увеличивают налоговое давление на НПЗ, а также тарифы на перевозку нефти и нефтепродуктов железнодорожным транспортом. Правда, в прошлом году перед выборами нефтяники согласились поступиться своей рентабельностью по просьбе правительства Леонида Кучмы. Теперь же они решили вернуться к рыночным условиям работы.


Г-жа Тимошенко заявила вчера, что сложившаяся ситуация дает основания задуматься, как Украина должна строить свою энергетическую независимость. Возможно, вчерашний телефонный разговор Владимира Путина и Виктора Ющенко, а также встречи с руководителями ТНК-ВР и ЛУКОЙЛа помогут найти ответ на этот вопрос.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram