В среду над российским бизнесом нависла вполне реальная угроза пересмотра итогов приватизации. Юридическая компания "Русатоммет" попыталась доказать в суде, что в результате незаконных залоговых аукционов государство лишилось контроля над "ЮКОСом" и "Сибнефтью". Решение по этому иску способно обрушить фондовый рынок, сведя на нет уверения властей и лично президента, что пересмотра итогов приватизации не будет. В "Русатоммете" уверяют, что никакой политики в этом деле нет. Таким образом они пытаются отвоевать у государства старые долги - $100 тыс. за непогашенные облигации. В среду по одному иску компания уже получила отказ.
Буквально на следующий день после объявления приговора бывшему владельцу "ЮКОСа" Михаилу Ходорковскому бизнес-сообщество вздрогнуло еще раз. Юридическая компания "Русатоммет" подала в Арбитражный суд Москвы иск к Минфину, РФФИ, Росимуществу и двум компаниям, дружественным Group Menatep (основной акционер "ЮКОСа"), - "Лагуне" и "Монблану" с требованием признать незаконным аукцион по передаче 45% акций (2 982 654 штуки) "ЮКОСа" в залог под кредит правительству. Схема выглядела так. 8 декабря 1995 года компания "Лагуна" выиграла аукцион, одолжив государству $159 млн под залог акций "ЮКОСа", а потом перепродала их "Монблану".
Использовать залоговые аукционы для пополнения бюджета предложил в 1995 году глава "ОНЭКСИМ-банка" Владимир Потанин.
Идея была поддержана в правительстве вице-премьером Анатолием Чубайсом, который был заинтересован в скорейшем пополнении пустого госбюджета. Курировал аукционы глава Госкомимущества Альфред Кох. Наиболее ликвидные активы передавались в залог, а взамен государство получало деньги - формально в кредит. Получая акции, банки одновременно получали и право управлять полученными активами, а уже в 1996 году им разрешили продавать эти акции. Таким образом правительство передало в залог 51% акций "Сибнефти", 51% акций "Сиданко" (ныне входит в структуру ТНК-ВР), 45% акций "ЮКОСа", 40,12% акций "Сургутнефтегаза" и 51% акций "Норильского никеля". К 1997 году банки - участники аукционов "добрали" в указанных компаниях от 75 до 100% акций.
В середине 90-х государство выполнило свою задачу - бюджет был наполнен. Только в качестве залогов правительство получило около $750 млн, а банки, получившие активы, выплатили налогов примерно еще на 1,5 трлн рублей. Сейчас можно сравнить нынешнюю капитализацию "залоговых" акций и рост индекса Российской торговой системы: за 10 лет индекс РТС вырос на 1000%, тогда как активы подорожали на десятки тысяч процентов.
В "Русатоммете" вообще считают, что это были не залоговые аукционы, а прямая купля-продажа. Приватизация путем залоговых аукционов незаконна, считают юристы "Русатоммета", и первый президент России Борис Ельцин превысил свои полномочия, подписав соответствующие указы. Компания предлагала суду признать аукцион незаконным, вернуть "Лагуне" $159 млн, а акции "ЮКОСа" - государству.
Не дождавшись решения по "ЮКОСу", в юридической конторе принялись за другого нефтяного гиганта - "Сибнефть". Ответчиками стали Минфин, РФФИ, Росимущество, а также ЗАО "Нефтяная финансовая компания" и ООО "Финансовая нефтяная корпорация". Первая выиграла аукцион, одолжив государству $100,3 млн под залог акций "Сибнефти", а вторая в апреле 1997 г. выкупила их за $110 млн.
Инициировав два таких громких дела, представители "Русатоммета" между тем утверждают, что за славой не гонятся, а преследуют исключительно корыстные цели. Дело в том, что в компании хотят получить старый долг Минфина.
Как говорят в "Русатоммете", купив государственные облигации внутреннего займа, компания рассчитывала на их погашение в 1999 году, но не дождалась. Теперь "Русатоммет" хочет $100 тыс. и предлагает государству различные варианты изыскания этих денег. Возвращение в госсобственность крупнейших компаний - один из таких вариантов.
Еще совсем недавно казалось, что тема приватизации середины 90-х - вопрос закрытый. Что бы ни происходило тогда в России, пересмотра итогов приватизации не будет, твердили наперебой чиновники. Жирную точку поставил в апреле Владимир Путин. Выступая перед инвесторами на открытии Ганноверской ярмарки, он опроверг "любые домыслы о якобы готовящемся в России пересмотре или ревизии итогов приватизации". "Напротив, для стабилизации отношений собственности и недопущения каких-либо возвратов к теме о ее переделе мы готовим лишь сейчас решение об уменьшении срока давности по приватизационным сделкам с 10 до 3 лет", - заявил он.
На что рассчитывали в "Русатоммете" - непонятно. Суд, как и предполагалось, отказал компании в удовлетворении иска на том основании, что иск был недостаточно обоснован. Но, судя по всему, к судам в этой конторе уже привыкли и заканчивать этот процесс не собираются. "Мы изначально предполагали, что все так случится. Это вопрос функционирования судов, которые воспринимают позицию государства как свою", - заявил "Известиям" по итогам заседания представитель "Русатоммета" Владимир Гунич. По его словам, компания своими исками хочет "не столько добиться решения по конкретному делу", то есть получить $100 тыс., "сколько изменить всю судебную систему".
Среди опрошенных "Известиями" юристов и экспертов мало кто серьезно относится к этому делу, "за глаза" называя "Русатоммет" популистами и пиарщиками. Другие эксперты считают, что у истца нет поддержки со стороны Кремля. "Всем понятно, что перспективы этого дела - нулевые, так как к процессу вряд ли привлечены влиятельные в этой стране силы, без которых дело выиграть невозможно", - говорит юрист "Вегас-Лекс" Альберт Еганян. Но есть и другие точки зрения. "Судебные тяжбы затевают не только для того, чтобы их выиграть, - замечает Валерий Тутыхин, партнер юридической фирмы "Джон Тайнер и партнеры", - не исключено, что они пытаются привлечь третьи стороны к процессу, получить доступ к каким-либо интересующим их документам, добиться экспертизы. Думаю, что дело будет тлеть".
Не опасаются судебных преследований и в Group Menatep. "ЮКОС" - очень законопослушная компания. И все сделки, в которых она принимала участие, в том числе и в 1995 году, были совершены строго в рамках законодательства", - сказал "Известиям" глава Group Menatep Тим Осборн.
...
"Юкос" и "Сибнефть" чуть не национализировали
В среду над российским бизнесом нависла вполне реальная угроза пересмотра итогов приватизации.