Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера заявил, что в 2009 году его компания начнет производить бензин и дизтопливо, соответствующие экологическому стандарту Евро-5. Это станет возможно благодаря реализации проекта по строительству комплекса глубокой переработки нефти стоимостью 500 млн долл. на Кстовском НПЗ, входящем в состав "Нижегороднефтеоргсинтеза". Т
аким образом, ЛУКОЙЛ станет первой российской компанией, которая будет производить топливо столь высокого качества. Впрочем, как скоро оно будет востребовано в России, большой вопрос, ибо сейчас практически все производимое в России дизтопливо стандарта Евро-4 экспортируется. Тем не менее российские власти обещают снижение акцизов на высококачественное топливо - по мнению чиновников, эта мера позволит наводнить рынок качественным топливом, что приведет если не к снижению, то по крайней мере к стабилизации цен.
Российские нефтепереработчики стремятся к более высоким стандартам качества прежде всего потому, что в странах ЕС, куда они экспортируют продукцию, эти стандарты утверждены официально. С этого года Европа перешла на Евро-4 для автомобилей соответствующего класса (т.е. новые авто обязаны соответствовать требованиям этого стандарта), а потому конкурентоспособность российского топлива более низкого качества будет падать вместе с износом машин более ранних годов выпуска.
Кроме того, в Европе чем ниже качество бензинов и дизтоплива, тем выше ставка их налогообложения. Т.е. продавать топливо стандарта Евро-4, а в будущем - Евро-5 еще и рентабельнее.
С этого года в России дизтопливо Евро-4 производят лишь две компании - ЛУКОЙЛ и "Славнефть", со следующего года к ним обещает присоединиться ТНК-ВР. Как говорят в компании Вагита Алекперова, сейчас производится около 400 тыс. тонн в месяц. В "Славнефти", по информации "Времени новостей", - около 150 тыс. тонн в месяц. Практически все эти объемы идут на экспорт, лишь ЛУКОЙЛ мизер продает на АЗС в Москве.
В то же время более месяца назад правительство России решило переводить автопарк на европейские экологические требования. Стандарт Евро-2 должен вступить в силу через полгода, Евро-3 - с 1 января 2008 года, Евро-4 - с 1 января 2010 года, Евро-5 - с 1 января 2014 года. Предполагается, что соответствующие регламентирующие нормы распространятся на все виды транспортных средств и всех участников рынка - как производителей, так и импортеров. Однако они не будут обязательными для уже эксплуатируемой техники, а коснутся лишь новых машин.
Тем не менее продажи новых иномарок в России растут, причем весьма быстрыми темпами. Согласно прогнозам, которые приводит ЛУКОЙЛ, в 2015 году требованиям Евро-4 в России будет соответствовать около 40% автомобилей, Евро-3 - 20%, Евро-2 - 12%, Евро-1 - 3% и Евро-0 - 25%. Сейчас 90% автопарка страны, который составляет более 25 млн машин, соответствует Евро-0, 5% - Евро-1, 4% - Евро-2, 1% - Евро-3 и сотые доли процента - Евро-4. В то же время основными преимуществами Евро-4 производители называют меньшую вероятность отказа двигателя, лучшую управляемость автомобиля, меньшие затраты на ремонт и сниженный расход топлива.
Таким образом, крупным российским нефтяным компаниям ничего не остается, кроме как вкладывать средства в модернизацию НПЗ, направленную на выпуск высококачественных светлых нефтепродуктов. Наиболее активно этим традиционно занимаются "Сибнефть" (на Омском НПЗ), ЛУКОЙЛ (в Перми), "Славнефть" (в Ярославле) и ТНК-ВР (в Рязани). Однако пока производить топливо стандарта Евро-4 экономически выгодно только на центральноевропейских заводах - т.е. там, откуда небольшое транспортное плечо до Москвы и стран Европы. В связи с этим "Сибнефть" вообще не производит топливо этого стандарта, хотя технически может это делать, а ЛУКОЙЛ и "Славнефть" выпускают только дизтопливо, хотя могли бы и бензины. ТНК-ВР также обещает в следующем году производить только дизтопливо (в компании, кстати, утверждают, что на украинском ЛиНОСе могут выпускать топливо стандарта Евро-4, однако не делают этого из-за трудностей со сбытом). Как говорит аналитик "Тройки Диалог" Валерий Нестеров, спрос на высококачественный бензин в России будет расти вслед за Европой, однако с отставанием лет на пять.
Вагит Алекперов, судя по всему, собирается не упускать первенство в нефтепереработке и сбыте продукции и намерен раньше других занять долю рынка топлива стандарта Евро-5. Ведь "Роснефть", глава которой Сергей Богданчиков неоднократно говорил Владимиру Путину, что его компания вскоре обгонит ЛУКОЙЛ по объемам добычи и станет крупнейшей в Восточной Европе, пока не объявляла о планах по переходу на топливо европейского качества.
...
ЛУКОЙЛ замахнулся на Евро-5
Глава ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов вчера заявил, что в 2009 году его компания начнет производить бензин и дизтопливо, соответствующие экологическому стандарту Евро-5.