Страх перед иностранным инвестором
Снятый с обсуждения в Думе законопроект "О недрах" застрял в недрах правительства. Чиновники считают, что подготовленный Министерством природных ресурсов документ позволяет иностранным инвесторам взять под контроль стратегические месторождения.
Законопроект "О недрах" готовился свыше двух лет и летом был внесен в Думу. По нему лишить недропользователя прав можно будет только через суд. Изучив закон, комитет Думы по природным ресурсам рекомендовал одобрить его в первом чтении. Но 2 ноября правительство попросило снять проект с обсуждения, чтобы вписать в него критерии стратегических месторождений.
МПР быстро дописало поправки.
Но их обсуждение на заседании правительства дважды откладывалось. "Законопроект попал в Думу сырым, - объясняет правительственный чиновник, - у нас к нему серьезные претензии". Основная связана с доступом иностранцев к стратегическим месторождениям. МПР ввело понятие "участки недр федерального значения". Они разделены по виду ископаемых: уран, алмазы, особо чистый кварц - и по балансовым запасам: нефть (от 150 млн т), газ (от 1 трлн куб. м), золото (от 700 т), медь (от 10 000 т). Баланс запасов, напоминает чиновник, ежегодно корректируется: недропользователь проводит доразведку и сообщает в МПР. Может случиться, что иностранец получил лицензию на нестратегический участок недр, а после доразведки выяснил, что граница пройдена и участок стал стратегическим. "И как тогда поступать государству: отнимать права и платить неустойку?" - вопрошает чиновник.
К стратегическим месторождениям, по версии МПР, допускаются только российские компании, в капитале которых доля нерезидентов ниже 50%, в советах директоров иностранцев меньше половины и они не могут формировать органы управления. (То есть ТНК-BP, в которой у британцев 50%, не смогла бы разрабатывать Ковыктинское месторождение с запасами в 1,9 трлн куб. м газа.) Правовая неурегулированность, по мнению другого чиновника, приведет к тому, что инвесторы не захотят тратиться на доразведку, а как раз эта сфера недропользования больше всего страдает от нехватки капиталовложений.
Министр природы Юрий Трутнев обещает, что описанные в законопроекте нормы будут касаться только тех месторождений, которые будут выставлены на аукцион после вступления в силу нового закона. Отнимать у нерезидентов участки недр, перешедшие в разряд стратегических после доразведки, по мнению министра, "политически ошибочно и экономически вредно": "У государства нет лишних $55 млрд, необходимых до 2020 г. для нормального воспроизводства минерально-сырьевой базы. Такие деньги может привести только частный инвестор".
Минэкономразвития поддерживает концепцию закона, говорит замруководителя департамента Всеволод Гаврилов. Чиновник Минпромэнерго сообщает, что министр Христенко также одобряет закон, но пока не уверен, что будет правильно, если нерезидент проведет геологическое изучение участка до принятия закона, а после его одобрения автоматически получит сквозную лицензию на разведку и разработку месторождения, которые и выявят, что месторождение стратегическое.
С учетом истощения запасов надо недвусмысленно прописать условия доступа иностранцев к недрам, считает председатель комитета Думы по природным ресурсам Наталья Комарова. Кто разрабатывает месторождение - второй вопрос, у компаний должны быть стимулы поиска уникальных месторождений и внедрения инноваций, говорит бывший замминистра природных ресурсов Александр Наталенко. Свыше половины нефтяных месторождений страны перешли в режим падающей добычи, сообщает он.
На этом этапе мы не должны вмешиваться в дискуссию российских госорганов, считает представитель норвежской Statoil. Норвежская Norsk Hydro будет работать по тем законам, которые примут в России, а уж подходят ей условия или нет, она решит в каждом конкретном случае, говорит представитель компании по связям с правительством Виталий Кокин.
Все, что происходит вокруг закона "О недрах", имеет единственный мотив - дать преимущества в разработке крупнейших месторождений тем компаниям, которые государство контролирует или негласно патронирует, считает директор Института энергетической политики Владимир Милов. А о позиции Фрадкова можно судить по его словам на совещании нефтяников в Ханты-Мансийске 16 ноября: "Мы хотели бы принять закон "О недрах", но не можем остаться без рычагов, пусть не очень цивилизованных".