USD 98.0562

+0.51

EUR 106.8883

+0.75

Brent 75.1

-0.46

Природный газ 2.679

+0.01

6 мин
...

Страна и нефть: От Сырьевого придатка к Лидеру мировой энергетики

В 2005 г., во время предыдущего саммита  G8 в шотландском г. Глениглсе, В. Путин объявил главную тему российской встречи лидеров самых мощных стран мира: обеспечение энергетической безопасности человече.

Страна и нефть: От Сырьевого придатка к Лидеру мировой энергетики

Источник: адм. президента

В 2005 г., во время предыдущего саммита G8 в шотландском г. Глениглсе, В. Путин объявил главную тему российской встречи лидеров самых мощных стран мира: обеспечение энергетической безопасности человечества.
В решении этой глобальной проблемы В. Путин отвел России одно из ведущих мест.

Кое-кто на Западе усмотрел в заявлениях В. Путина геополитическую угрозу.
А после газового конфликта с Украиной многие западные СМИ прямо заговорили о российском Газовом оружии и возрождении российских Имперских амбиций.
Российская оппозиция стала активно пропагандировать внутри страны точку зрения, что Энергетический выбор России означает в перспективе экономический и политический тупик, ибо превращает Россию в Бензиновое государство, Сырьевой придаток развитых стран.
Надо разобраться.

Миф о Сырьевом придатке

Сегодня поиск, разведка и добыча нефти и газа - одна из самых высокотехнологичных и наукоемких отраслей в мире, ничуть не менее наукоемкая, чем космическая техника или разработка компьютеров.
Самые крупные компьютеры в мире на 70-80% загружены обработкой данных 3D сейсморазведки для поисков и разведки нефтяных и газовых месторождений.
Современная энергетическая индустрия требует современных материалов, электроники, развитой химии и т. д.

Поэтому на деле, хотя нефть и газ добывают многие, сегодня только несколько наиболее высокоразвитых стран обладают технологиями поиска, добычи и транспортировки углеводородов.
Правда состоит в том, что Бензиновые страны малоразвиты не потому, что они избалованы дешевыми нефтедолларами, как иногда пытаются представить дело, а потому, что они всего лишь клиенты высокоразвитых стран и присутствуют при добыче нефти и газа, получая ренту за наличие у них запасов, чем содержательно участвуют в техпроцессе.
Точно так же богатые страны богаты вовсе не потому, что не имеют дешевого сырья.
США еще совсем недавно - лет 50-60 назад - получали свои основные доходы от экспорта нефти и алюминия.
Это не помешало им превратиться в самую могущественную страну мира.
Россия в этом отношении так же уникальна, как США 2 поколения назад:
  • в отличие от Бензиновых и большинства развитых стран располагает и обширными запасами энергетического сырья,
  • располагает всем спектром технологий его поиска, разведки и добычи.

Миф о Бензиновом государстве


Непонятно, почему заявление В. Путина о том, что Россия готова стать гарантом энергетической безопасности мира, и прежде всего Европы, следует расценивать как намерение российской власти ограничить мировую роль России только и исключительно нефтегазовой компонентой?
Из слов президента, речь идет обо всем комплексе энергетических проблем:
  • об атомной энергетике,
  • об управляемом термоядерном синтезе,
  • о водородной энергетике,
  • о топливных элементах,
  • о возобновляемых источниках энергии и т. д.
Это все исключительно наукоемкие высокотехнологичные отрасли.

Энергетический вектор развития никак не противоречит возможности продвижения российской экономики по любым другим направлениям.
В то же время в энергетической области, в самом широком смысле слова, Россия имеет очевидные конкурентные преимущества, и совершенно непонятно, почему она должна воздерживаться от их использования? Скорее, вопрос в том, как эти преимущества использовать наиболее эффективно.
Есть 2 измерения проблемы: политическое и экономическое.

Энергетический вектор интеграции

Европейский союз начинался в 1951 г. со вполне сырьевого Европейского объединения угля и стали. Не только уголь, но и другие энергетические ресурсы могут оказаться не менее мощными интеграторами в наше время.

Среднеазиатские страны

События последнего времени показывают, что среднеазиатские страны, конкурентные преимущества которых, как и преимущества России, лежат в энергетической области, достигли, по-видимому, понимания того, что конкурировать им друг с другом и с Россией во внешнем мире невыгодно. Об этом свидетельствуют:
  • Санкт-Петербургский саммит Евроазиатского экономического союза (ЕврАзЭС), состоявшийся прием в члены этой организации Узбекистана, готовность последнего вернуться в ОДКБ и в Таможенный союз,
  • работа над энергетическим балансом ЕврАзЭС.
Общность энергетических интересов рано или поздно должна подтолкнуть эти страны также и к решению сложнейшей проблемы гармонизации валютных систем.
Возможное ее решение лежит на пути создания резервной системы ЕврАзЭС - своего рода консорциума национальных и крупных коммерческих банков, которому будет передано эксклюзивное право быть единственным союзным эмиссионным центром.

Если военная, экономическая, финансовая и внешнеполитическая компоненты интеграции пройдут успешно, совокупное могущество входящих в ЕврАзЭС государств и их политический вес на мировой арене существенно возрастут.
России, однако, не следует повторять исторические ошибки и превращаться в донора отстающих. Политика должна быть Концентрированным выражением экономики, а не наоборот.

Европа

Значителен интеграционный потенциал энергетического фактора и на другом - западноевропейском - направлении, хотя стимулы здесь, как представляется, иные.
В Западной Европе существуют весьма могущественные круги, недовольные тем вассальным по отношению к США положением, в которое западноевропейские страны попали в результате Второй мировой войны.
Эти силы надеются на изменение мирового баланса сил в свою пользу и рассматривают Россию и страны Средней Азии как необходимые для нового возрождения Европы независимые от США источники энергетического сырья.

В России эти настроения встречают понимание.
Высказывания В. Путина о гарантиях экономической безопасности адресованы прежде всего Западной Европе.
Такая интеграция, однако, очень непроста.
В Европе стремлению к интеграции с Россией противостоят не менее могущественные круги, извлекающие выгоду из трансатлантических отношений.
Эти круги, судя по ряду признаков, стремятся дискредитировать Россию как серьезного партнера для Европы.

Немаловажна будет роль Турции:

  • вступит ли она в ЕС и если вступит, то в каком качестве?
  • если в Турции победит западноевропейский политический вектор, она может стать для России и Западной Европы главным маршрутом интеграции - в обход прибалтийско-польско-украинской разделительной полосы;
  • до какой-то определенности далеко и, как показывает украинский газовый кризис, события могут развиваться весьма остро.

США

Есть у России определенные возможности для развития энергетического диалога и с США.
В США 95% электростанций работают на газе, и спрос на него в США в ближайшие 15-20 лет вырастет в 2 раза.
Прорыв в этом направлении потребует:
  • политической воли,
  • создания флота специализированных большегрузных танкеров - газовозов,
  • строительства СПГ- заводов,
  • регазификационных СПГ - терминалов и новой портовой инфраструктуры.
Дело того стоит.
Взаимные материальные обязательства заставляют страны быть аккуратнее и на политических поворотах.
Есть немалые возможности и для сотрудничества между США и Россией в области атомной энергетики, где у США имеется определенное отставание.
Энергетические деньги - инструмент генерации будущего

В исторической перспективе главный источник богатства развитых стран состоит в методичном вытеснении ими на мировую периферию производства с относительно меньшей добавленной стоимостью и относительно большей трудоемкостью.
С начала 1990х гг. наиболее эффективным источником добавленной стоимости стал, наряду с технологиями, Организационный капитал, т. е. способность принимать управленческие решения и организовывать финансовые потоки и технологические цепочки.
В результате уже не только традиционная индустрия, но и рутинные интеллектуальные процедуры, вроде программирования, и разработка некритических технологий стали вытесняться в более дешевые страны, такие, например, как Индия, а страны Юго-Восточной Азии и Китай превращаются в Главную фабрику мира.

Возникает ясное мировое разделение труда:
  • развитые страны оставляют себе:
    • Индустрию принятия решений,
    • разработку критических технологий будущего,
    • производство товаров и услуг, которые не могут быть импортированы из стран дешевого труда;
  • страны 3 мира: будут иметь значительно более низкие доходы, чем жители развитых стран.
Следовательно, предложенная В. Путиным стратегия будет по-настоящему эффективной, только если Энергетический вектор развития будет указывать России дорогу в сторону превращения ее в развитую страну, принимающую решения, в реального лидера мировой энергетики.
Энергетические деньги могут и должны стать основой такой трансформации, если их соответственно использовать:
  • создавать на российской основе транснациональные компании,
  • приобретать в странах более дешевого труда предприятия,
  • организовывать на них нужные России производства,
  • в самой России готовить кадры высокой квалификации.

Новости СМИ2




Подписывайтесь на канал Neftegaz.RU в Telegram