Туркменская сотня
Президент Туркмении Сапармурат Ниязов в конце прошлой недели по государственному телевидению рассказал своему народу о газовых планах. Он сообщил, что осенью будет продавать газ на экспорт по 100 долл. за тысячу кубометров.
Судя по всему, эта "информация для размышления" была адресована главе "Газпрома" Алексею Миллеру, который 18 февраля по поручению Владимира Путина поедет в Ашхабад. Эта командировка была согласована еще в январе, когда Туркменбаши с краткосрочным визитом приезжал в Москву, требуя поделиться экспортными доходами от перепродажи его газа. В "Газпроме" в выходные не комментировали слова г-на Ниязова.
Впрочем, первая реакция на туркменские аппетиты пришла с Украины. Что неудивительно, цена импортного газа на российско-украинской границе привязана к закупочной ставке в Средней Азии. И.о. премьер-министра Юрий Ехануров на пресс-конференции в Ивано-Франковске сообщил, что знает о заявлении г-на Ниязова. "У нас есть оперативная информация, что туркменская сторона решила предложить Российской Федерации цену около 100 долл. за тысячу кубометров. Это, к сожалению, неофициальная информация. Однако таковая есть", - признал он. При этом глава правительства подчеркнул, что такое решение не повлияет на цену газа для Украины: "Касательно наших отношений по поставкам природного газа - там нет никакого значения". Понятно, что другой оценки за считанные недели до парламентских выборов он, естественно, не мог себе позволить.
Как известно, 4 января "Газпром", "Нафтогаз Украины" и швейцарский трейдер RosUkrEnergo подписали новое соглашение об условиях взаимодействия в газовой сфере. С этого момента эксклюзивным поставщиком газа в республику стал RUE, который должен обеспечить украинский рынок 56 млрд кубометрами среднеазиатского газа в 2006 году. Часть (до 26 млрд кубометров) он должен продать "Нафтогазу" по льготной цене 80 долл. за тысячу кубометров, остальное - по 95 долл. совместному предприятию "Укргазэнерго", которое учредили трейдер и украинский нефтегазовый концерн. Впрочем, в подписанных контрактах зафиксировано, что в случае существенного изменения рыночных условий (это признают и в Киеве) RUE может инициировать пересмотр цены на газ, а украинская сторона не сможет отвергнуть это предложение.
Тем временем в дебаты на газовую тематику включился и экс-президент Украины Леонид Кучма. Если до сих пор он предпочитал хранить молчание, то в минувшую пятницу заявил: "То, что эта проблема появилась, то это вина прежде всего украинской стороны", - цитирует г-на Кучму Интерфакс. Бывший президент подчеркнул, что в бытность его президентом договоренности с Россией удавалось достичь прежде всего за счет личных отношений. "Если кто-то сегодня планирует, что этот вопрос решается на уровне "Нафтогаза" и "Газпрома", - это абсолютно неверная позиция, - уверяет он. - Всегда в течение всех лет цены на газ определяли президенты России, Туркмении, Узбекистана, Казахстана и президент Украины. Принималось политическое решение, а потом уже работали структуры, на которые возложены эти задачи", - разъяснил он тайну механизма ценообразования. По словам г-на Кучмы, который на праздновании 75-летия Бориса Ельцина встречался с Владимиром Путиным, Киев не имеет желания вести диалог на высшем уровне, хотя Виктор Ющенко должен был лично решать с российским и туркменским коллегами.
Кроме того, по мнению экс-президента Украины, ответные воинственные действия в отношении России не имеют позитивной перспективы. "Я не думаю, что мы что-то выиграем. У России намного больше рычагов влиять на экономику Украины, - заметил Леонид Кучма. - За российский рынок сегодня спорит весь мир, а мы повернулись к России спиной и надеемся, что где-то кто-то нас ждет. Никто на рынках мира нас не ждет".