Повестка в суд дошла до Кремля
Вчера стало известно, что 14 марта Россия получила повестку в суд округа Колумбия (США). Адвокаты американских миноритариев ЮКОСа через госдеп США передали ее российскому МИДу. Теперь РФ официально стала главным ответчиком по "делу ЮКОСа".
Оперативный дежурный по МИДу отказался подтвердить или опровергнуть информацию о том, что России прислали повестку в американский суд.
"Вопрос сложный, его будут смотреть специалисты. Мы - бюрократическая административная машина и не ограничены во времени", - сказал он в ответ на письменный запрос "Газеты". Между тем известно, что Россию, как и ее министров, в суде будет представлять адвокат Baker Botts Майкл Голдберг.
Впрочем, МИД можно понять: выступать ответчиком по скандально известному делу в иностранном суде стране, председательствующей в G8, негоже. Да и министры Алексей Кудрин и Виктор Христенко, глава "Роснефти" Сергей Богданчиков до последнего отрицали факт вручения повестки, хотя потом присылали для переговоров своих адвокатов.
В октябре прошлого года 12 миноритарных акционеров, владельцев ADR ЮКОСа, подали в суд Вашингтона иск, в котором обвинили Российскую Федерацию, ОАО "Газпром", ОАО "Роснефть", ООО "Газпромнефть", ОАО "Роснефтегаз", ООО "Байкалфинансгруп", а также ряд российских чиновников в незаконном отъеме собственности компании без возмещения нанесенного ущерба. Кроме того, миноритарии ЮКОСа обвиняют чиновников в торговле акциями ЮКОСа на основе инсайдерской информации.
До сих пор повестки российским чиновникам вручали за пределами России, хотя существует Гаагская конвенция 1961 года, которую Россия ратифицировала в 1991 году. Она позволяет вручать повестки иностранных судов ответчикам и "на дому". Но не в России по чисто технической причине: нужен орган, через который их вручать. Им был Минюст, но теперь этой функции у министерства нет, а "сменщика" забыли назначить. Чтобы вручить иск Российской Федерации, адвокаты ЮКОСа прибегли к помощи госдепартамента США. И преград им там не чинили: американо-российские отношения сейчас особой теплотой не отличаются.
Еще в 2004 году на брифинге в госдепе звучали такие мнения: "Мы продолжаем выражать беспокойство по поводу "дела ЮКОСа" и судьбы Михаила Ходорковского, о чем мы неоднократно заявляли на встречах с высокопоставленными чиновниками из России. Особую тревогу вызывают нарушения принципа главенства закона и явная угроза правам частной собственности". А сегодня в Вашингтоне и вовсе говорят, что Россия недостойна возглавлять "большую восьмерку".
По сути, вручение повестки основному ответчику - Российской Федерации - дает старт судебному процессу. По словам адвоката миноритариев ЮКОСа Томаса Джонсона из Covington & Burling, уже оповещенные ответчики - Российская Федерация, "Газпром", "Роснефть", "Роснефтегаз", господа Христенко, Кудрин и Богданчиков - должны будут до 15 мая дать свой формальный ответ суду, в котором они либо согласятся с обвинениями, либо опровергнут их. После этого может быть назначена дата заседания суда.
Правда, есть вероятность того, что суд откажется от рассмотрения иска. Вот, например, мнение адвоката бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры" Даниила Петрова, который напоминает о суверенитете России: "С моей точки зрения, России не придется участвовать в данном процессе. Согласно одному из основополагающих принципов международного права Россия за рубежом защищена судебным иммунитетом точно так же, как США защищены от судебных преследований в России. Судебный иммунитет России может быть преодолен лишь в одном случае - если Российская Федерация в лице уполномоченного органа заявит о решении снять его для данного спора. Этого она делать, полагаю, не будет. Скорее всего, Россия заявит, что не снимает с себя иммунитет и не признает компетенцию данного суда по отношению к России".
Этой же позиции придерживается Майкл Голдберг. "Дело ЮКОСа" не имеет законодательной базы. Я уверен, что оно будет закрыто", - считает он.
Но существуют и другие мнения. "Иск подан в обычный суд США и будет рассматриваться в рамках гражданско-правовых отношений, то есть тех, что связаны с денежными средствами и коммерческим оборотом. Государство в гражданско-правовых отношениях выступает как любой другой субъект. Если следовать этой логике, которая соответствует международной практике, то ссылки РФ на иммунитет в рассматриваемом случае будут неправомерны", - убеждена начальник отдела коммерческого права юридической фирмы "Яковлев и партнеры" Ольга Лазарева.
Есть и еще один спорный вопрос - посчитает ли американский суд, что иск находится в его юрисдикции. Даниил Петров считает, что нет. "Обычно дела о возмещении убытков рассматриваются по месту нахождения ответчиков, так что компетенция американского суда в этом деле, по меньшей мере, спорна", - говорит он. Такой же точки зрения придерживается и Майкл Голдберг. "Это вопрос о деятельности российской компании. Нет оснований, чтобы иск рассматривался на территории США", - говорит он.
Так что после 15 мая адвокаты ответчиков наверняка подадут ходатайство о том, чтобы суд отказался от рассмотрения дела. Но Томас Джонсон уверен, что оно не будет удовлетворено. "Думаю, что суд откажет ответчикам в ходатайстве и перейдет к рассмотрению иска по существу", - говорит он.