Государство не оставляет надежды исправить ситуацию на внутрироссийском топливном рынке, где крупные нефтяные компании зачастую занимают монопольное положение в том или ином регионе. И хотя в этом году ситуация с ростом цен на нефтепродукты выглядит не так критично, как в прошлом, когда произошло удорожание на 20%, нефтяникам продолжают угрожать введением санкций. Как заявил вчера глава комиссии по естественным монополиям Совета Федерации Михаил Одинцов, он рассчитывает, что Госдума на осенней сессии рассмотрит законодательную инициативу о внесении поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП) в числе приоритетных. "Суть предложений сводится к усилению ответственности за картельные соглашения и злоупотребление доминирующим положением на рынке нефти и нефтепродуктов", - цитирует сенатора Интерфакс.
С начала этого года нефтепродукты на АЗС дорожают не очень значительно - на доли процента ежемесячно. Если в январе на московских заправках бензин А-92 стоил в среднем, по данным Московской топливной ассоциации, 17,53 руб. за литр, то сейчас - 17,73 руб. за литр., то есть рост составил чуть более 1%. Впрочем, столица не является регионом, где проявляется монополизм нефтяников - топливо в Москву поставляется с нескольких НПЗ, расположенных в близлежащих регионах. Предполагается, что по итогам года цена увеличится не более чем на размер инфляции. При этом глава "Роснефти" Сергей Богданчиков уверяет, что цены на бензин в стране растут медленнее, чем затраты на его производство: "Темп изменения цен на нефтепродукты значительно ниже, чем на всю ту продукцию, которую мы используем для их производства. Но спрос растет, и цены примерно соответствуют ожиданиям потребителей", - уверял он на днях.
"На сегодняшний день в топливном секторе сложилась ситуация, когда общероссийский рынок нефти и нефтепродуктов между собой делят территориально несколько крупных нефтяных компаний, - уверен г-н Одинцов. - Наиболее высокий уровень монополизации сохраняется в области оптовых поставок нефтепродуктов. Несмотря на то что в рознице более половины рынка занимают независимые АЗС, они тем не менее не имеют возможности выбора поставщика, и это ведет к удержанию высоких цен на бензин и дизтопливо", - считает сенатор. Сложившемуся положению способствуют пробелы в антимонопольном законодательстве: "Даже в случае применения антимонопольного законодательства привлечение компании к ответственности не дает необходимого эффекта, поскольку прибыль, получаемая с нарушением законодательства, намного превышает размеры штрафных санкций", - уверен он. Ведь сейчас размер штрафов составляет 2-5 тыс. минимальных размеров оплаты труда (200-500 тыс. руб.).
Таким образом максимальный размер штрафа составляет 18 тыс. долл., что является совершенно незначительной суммой для любой крупной компании. "Мы же в своем законопроекте предлагаем повысить размер штрафа за нарушение антимонопольного законодательства в размере 2% от годового оборота за предшествующий год в случае злоупотребления доминирующим положением на рынке, и 4% - в случае согласованных действий, то есть когда речь идет о картельном сговоре между нефтяниками", - подчеркивает г-н Одинцов.
Предложения, которые озвучил сенатор, разрабатываются уже не первый год. И до сих пор антимонопольным органам крайне редко удавалось доказать факт сговора - российские нефтяники оспаривали предписания ФАС в судах и практически всегда выигрывали споры. Но, по мнению чиновников, ситуацию может изменить принятие нового закона "О защите конкуренции" (Госдума его уже одобрила, на следующей неделе его рассмотрит Совет Федерации), который предусматривает так называемое коллективное доминирование на рынке. Согласно ему, доминирующим признается положение хозяйствующих субъектов, если совокупная доля на рынке максимум трех из них превышает 50% или пяти - 75% (но на каждого должно приходиться не менее 8%). А также в том случае, если "реализуемый или приобретаемый ими товар не может быть заменен другим товаром при потреблении, рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар".Но без принятия поправок в КоАП этот пункт нового закона вряд ли реально будет работать. Именно этим и объясняется вчерашнее заявление г-на Одинцова.
...
Бензиновые штрафы
Государство не оставляет надежды исправить ситуацию на внутрироссийском топливном рынке, где крупные нефтяные компании зачастую занимают монопольное положение в том или ином регионе.